Опубликовано 23 декабря 2020, 21:12
2 мин.

Умные млекопитающие склонны к одиночеству

© Aleksandr Vidiakin/Nat Geo

Ученые выяснили, что чем больше мозг у того или иного вида млекопитающих, тем меньше плотность его популяции. Исследование опубликовано в Journal of Animal Ecology.

Британские, мексиканские и итальянские исследователи изучили взаимосвязь между размером мозга, массой тела, рационом питания и плотностью популяции для 656 нелетающих видов наземных млекопитающих, среди которых мыши, обезьяны, кенгуру и лисы. Исследователи рассмотрели две противоположные теории. Первая гласит, что большой мозг требует больших затрат энергии и, соответственно, больше места для жизни, поэтому он приводит к меньшей плотности популяций. Согласно второй, более крупный мозг позволяет лучше использовать ресурсы и обеспечивает конкурентное преимущество за счет взаимодействия, поэтому приводит к увеличению популяций. Чтобы узнать, какая теория более правдива, ученые применили статистические модели сочетания разных параметров.

В результате они обнаружили, что млекопитающим с большим мозгом соответствует меньшая плотность популяций. В тех случаях, когда у разных видов были сходные рационы и массы тела, решающим фактором был именно размер мозга. Например, обитающий на Гибралтаре магот имеет средний вес тела 11 кг и вес мозга 95 г, а средняя плотность населения составляет 36 особей на квадратный километр. Такая плотность в три раза выше, чем у относящегося к гиббонам сиаманга, который при аналогичной массе тела и рационе имеет мозг весом 123 г, а плотность его популяции составляет 14 особей на квадратный километр.

«Понимание того, какие животные более многочисленны и чем обусловлена их многочисленность, важно для их сохранения. Низкая плотность увеличивает вероятность вымирания видов, но и высокая численность не гарантирует безопасность. Например, строительство дорог опасно прежде всего для многочисленных популяций. Тем не менее размер мозга — не единственное, что влияет на численность млекопитающих. Существуют и другие факторы, которые необходимо изучать и учитывать», — подчеркнула руководитель исследования, доцент Университета Рединга Мануэла Гонсалес-Суарес.

Ученые отмечают, что из правила есть исключения. Некоторые виды, в том числе и люди, могут использовать интеллект для получения дополнительных ресурсов из взаимодействия между собой. Также исследователи выяснили, что взаимосвязь между размером мозга и популяцией наиболее сильна у приматов и хищников, но менее очевидна у грызунов и сумчатых.