Опубликовано 09 января 2019, 19:22

Поведение устриц синхронизировано с Луной

© Pexels/ISO Republic/Indicator.Ru

Французские ученые выяснили, что степень раскрытия створок устриц зависит от фазы лунного цикла. Они предполагают, что животные выработали такую адаптацию, так как количество доступной еды зависит от степени освещенности. Результаты опубликованы в журнале Biology Letters.

Известно, что многие животные, в том числе человек, обладают внутренним часами — циркадными ритмами. Этот феномен управляет многими внутренними процессами, такими как секреция гормонов. Обычно они привязаны к смене дня и ночи, то есть к солнечному циклу, так как для большинства животных характерен образ жизни, связанный с определенным временем суток. У некоторых животных циркадные ритмы синхронизированы даже с приливами океана.

В новой работе показано, что по крайней мере у некоторых устриц наблюдается синхронизация с лунным циклом. Сотрудники Университета Бордо отловили у берегов Франции 12 устриц вида Crassostrea gigas. На них были установлены электроды, которые позволяли регистрировать степень открытия створок. Затем моллюсков отпустили назад в море и дистанционно следили за их поведением.

Сопоставление результатов с астрономическими данными показало, что устрицы открывают створки сильнее во время новолуния и при растущей Луне, а во время первой четверти и полнолуния они раскрываются меньше. Получается, что моллюски шире раскрывают створки во время более темных ночей. В пользу наличия синхронизации, а не непосредственного восприятия Луны моллюсками, говорит тот факт, что степень раскрытости коррелировала именно с фазой, а не с фактическим количеством приходящего света, которое может меняться в зависимости от погоды и других факторов. Авторы выдвинули гипотезу, что это связано с изменением количества еды в зависимости от освещенности.