Опубликовано 02 декабря 2016, 16:50

Белки помогут увидеть мозг изнутри

Ученые разработали новую технологию сканирования мозга

© WikiImages/Pixabay

Как увидеть активность мозга без использования радиации, применима ли эта технология для человеческого организма и при чем тут мигрень, разбирался Indicator.Ru.

Ученые из Массачусетского технологического института (MIT) надеются увидеть молекулы, контролирующие активность мозга. Для этого они разработали зонд, который позволяет получить изображения этих молекул без использования каких-либо химичесих или радиоактивных меток.

На сегодняшний день золотым стандартом визуализации молекул в мозге является маркирование их радиоактивными метками. Однако разрешение у снимков, полученных таким методом, достаточно низкое, и, по словам Алана Хасаноффа, профессора биоинженерии из Массачусетского технологического института, радиоактивные маркеры нельзя использовать для того, чтобы наблюдать динамику.

Профессор Хасанофф и его коллеги разработали специальные белковые датчики, предназначенных для обнаружения конкретной цели. В близости этих датчиков кровеносные сосуды расширяются. Это приводит к изменению кровотока, которое визуализируется путем магнитно-резонансной томографии (МРТ) и другими похожими методами.

«Наша идея позволила обнаруживать молекулы, которые находятся в головном мозге на биологически низких уровнях, и сделать их агентами визуализации, что, в конечном счете, можно применить на практике в человеческом организме, — прокомментировал Хасанофф. — Мы также можем включать эти молекулы и выключать их, и это ключ к обнаружению динамических процессов в головном мозге».

В исследовании, с текстом которого можно ознакомиться в научном журнале Nature Communications (кратко о нем сообщает сайт MIT), группа ученых использовали маркеры для обнаружения ферментов, которые называются протеазы. Их конечная цель была использовать белок для контроля активности нейротрансмиттеров, действующих в роли химических посыльных между клетками мозга. В своих датчиках исследователи использовали модифицированный природный пептид, который генетически связан с пептидом под названием кальцитонин (CGRP). Он активизируется во время мигрени или воспалительных процессов.

Ученые спроектировали датчик таким образом, чтобы пептиды могли оказаться в ловушке внутри белковой клетки, удерживающей их от взаимодействия с кровеносными сосудами. Визуализация этого процесса при помощи МРТ помогает увидеть, где именно были обнаружены протеазы. Биоинженеры рассказали, что непосредственно молекулы нельзя будет увидеть, но изменения в организме, на которые они влияют, могут быть эффективно визуализированы.