Опубликовано 22 декабря 2016, 08:51

В перми сидел кузнечик, зелененький он был: о древних мимикрирующих организмах

Окаменелость «состарила» мимикрию вдвое
Permotettigonia gallica, реконструкция

© C. Garrouste

О насекомых, похожих на палочки и листики, о Владимире Набокове и гигантских стрекозах, о древнейших законодателях моды на растительные мотивы рассказывает Indicator.Ru.

Современные насекомые часто маскируются под части растения, чтобы их не заметили враги, в отличие от пауков, для которых подобная мимикрия — большая редкость (тем радостнее узнать о последних открытиях двух видов, один из которых похож на жухлый лист, а другой — на распределяющую шляпу). Но, откуда пошла у них мода на растительные мотивы и как давно появился этот вечно актуальный стиль, помогающий прятаться от врагов, ученые не знают до сих пор.

Набоков, бабочки и пермь

Еще специалист по бабочкам Владимир Набоков (тот самый автор «Лолиты», бывший к тому же увлеченным энтомологом), открывший множество новых видов чешуекрылых, размышлял о том, зачем им понадобилась мимикрия и как она возникла (в 2002 году даже вышла научная статья о его отношении к мимикрии насекомых в журнале Nabokov Studies). Он писал, что естественный отбор должен поддерживать мимикрию, но она не могла появиться из ничего, и восхищался этими формами, словно доведенными до совершенства неведомым перфекционистом. «А что вы скажете о художественной совести природы, когда, не довольствуясь тем, что из сложенной бабочки каллимы она делает удивительное подобие сухого листа с жилками и стебельком, она кроме того на этом «осеннем» крыле прибавляет сверхштатное воспроизведение тех дырочек, которые проедают именно в таких листьях жучьи личинки?» — вопрошает писатель. Он приходит к заключению, что все эти замысловатые подробности, вплоть до соблюдающего правила оптики изгиба жилки на крыле там, где «нарисована» капелька росы, служат не выживанию, но высокому искусству. Поэтизируя хрупкость бабочек и превращая их красоту в аналогию литературного дара, писатель преуменьшает умственные способности птиц, которые, по его мнению, не в состоянии оценить такие изыски.

В траве сидел кузнечик

Но кто из насекомых научился делать это первым? Когда это произошло? Пока наука не может ответить на эти вопросы. Новая палеонтологическая находка французов отодвинула эту дату еще немного вглубь времен. Ромэн Гарруст, Андрэ Нель и их коллеги обнаружили нового ископаемого представителя кузнечиков, который прыгал по веткам в перми.

Kallima inachus — один из видов бабочек, о которых говорил Набоков

© Quartl/Wikimedia Commons

Только пермь здесь пишется со строчной буквы, ведь речь здесь о геологическом периоде палеозойской эры, временные рамки которого лежат между каменноугольным периодом (окончившимся почти 300 млн лет назад) и триасом (начавшимся примерно 250 миллионов лет назад). В первом сформировались основные залежи торфа, угля и нефти, а в воздухе летали пугающе гигантские стрекозы со страниц учебника, которые умудрялись насыщать свое огромное тело кислородом, не используя легких, благодаря большей концентрации O2 в атмосфере того времени, а во втором появились первые тероподы (группа ящеротазовых динозавров), правда, пока небольшие. А между ними был пермский период, названный так в честь геологической формации в Предуралье (в районе города Пермь), на Урале и Русской равнине.

Окаменелая стрекоза пермского периода Meganeura monyi, Музей естественной истории Тулузы, Франция

© Alexandre Albore/Wikimedia Commons

Совсем как огуречек

Надкрылья нового вида прямокрылых насекомых, найденного французскими палеонтологами, выглядят как листики. Вообще для кузнечика в том, чтобы выглядеть как листик, нет ничего удивительного. Однако, как сообщает статья в Nature Communications, этот кузнечик притворялся частью растения еще 270 миллионов лет назад.

До этого самым старым доказательством существования такого типа мимикрии была находка из мезозоя, да и сами настоящие кузнечики (отличающиеся, например, от сверчков с длинными усиками), как предполагали палеонтологи, появились только в юрском периоде, также относящемся к мезозойской эре. Самым старым притворщиком среди насекомых до настоящего времени считался палочник Cretophasmomima melanogramma (в переводе с латыни — древнее черное насекомое-палочник).

Палочника совсем несложно принять за веточку дерева