Опубликовано 28 мая 2019, 10:30

Западноафриканские верветки обучаются предупреждать сородичей о приближающемся дроне

Верветка

© Stuart Franklin/Getty Images

Используя дроны, ученые из Немецкого центра приматов доказали, что верветки быстро обучаются опознавать новый тип угрозы и консервативны в подборе вокального сопровождения. Результаты эксперимента опубликованы в Nature Ecology&Evolution.

Карликовые зеленые мартышки верветки (Chlorocebus pygerythrus) обитают в Африке южнее Сахары и ведут дневной стайный образ жизни в лесах и саваннах, образуя группы до 72 особей. В природе верветки не отходят от деревьев дальше чем на 400 м, однако вблизи цивилизации обезьяны-налетчики нередко нападают стаями на дворы и сады местных жителей, чтобы оборвать фрукты или утащить интересные для них вещи. Максимальная скорость движения верветки составляет 45 км/ч.

Три хищника представляют угрозу для восточноафриканских верветок — леопарды, орлы и змеи. Для каждой угрозы обезьяны разработали специальный тревожный сигнал. Когда кто-то из них кричит «леопард», то особи группы взбираются на деревья; когда слышат призыв к «орлу», то прячутся; когда звучит сигнал «змея», то замирают и остаются неподвижны. Западноафриканские зеленые обезьяны тоже издают тревожные сигналы о леопардах и змеях, но не о воздушных хищниках. Наблюдения показывают, что у молодых верветок есть врожденная предрасположенность к подаче таких сигналов, а взрослые обезьяны либо поощряют правильные, либо наказывают за неверные. Ряд этологов расценивает эти оповещения в качестве протоязыка.

Чтобы исследовать, как западноафриканские верветки обучаются реагировать на летающие объекты, ученые продемонстрировали группе близ исследовательской станции Сименти в Сенегале летающий дрон с высоты 60 метров. Проигрывая обезьянам впоследствии звукозапись дронового шума, ученые отметили, что те быстро понимали значение воспроизводимых звуков. Более того, верветки начинали прятаться и издавать тревожные оповещения, подобные тем, что их восточноафриканские родственники применяют при встрече с воздушным хищником. Это говорит о том, что структура сигнала развилась в ходе эволюции и консервативна.

«Животные быстро поняли, что означают неизвестные звуки, и запомнили эту информацию. Эксперимент показал их отличную способность к слуховому обучению», — отметила одна из соавторов статьи Джулия Фишер, руководитель лаборатории когнитивной этиологии в Центре приматов Германии.