Опубликовано 02 мая 2017, 10:03

Ученые: вьюнок полевой готов к межпланетным перелетам в открытом космосе

Вьюнок полевой

© Wikimedia Commons

Естественные солнцезащитные экраны позволяют семенам вьюнка полевого переносить дозы ультрафиолетового излучения, которые уничтожили бы большинство людей. Они способны выдержать межпланетные перелеты и могут быть отправлены на Марс, утверждают авторы нового исследования, опубликованного в журнале Astrobiology.

Десять лет назад космонавты разместили около двух тысяч семян табака и резуховидки Таля (популярный модельный организм) на внешней стороне Международной космической станции. 558 дней семена подвергались воздействию ультрафиолета, космического излучения и резких перепадов температуры. После возвращения на Землю примерно 20% их смогло прорасти.

Спустя десять лет биолог Давид Тепфер и его коллеги по Версальскому исследовательскому центру Национального института агрономических исследований внимательно изучили ДНК семян, которые не проросли. Рассмотрев состояние фрагментов, специально «вставленных» в геном растений на Земле, ученые выдвинули гипотезу, что повреждения не являются фатальными по своему характеру: по ходу роста семена могли бы исправить нанесенные ультрафиолетом разрушения в ДНК и затем прорасти.

Далее ученые провели свой эксперимент, чтобы определить устойчивость растений к высоким дозам ультрафиолетового излучения (до 2420 МДж/м-2). Они работали с семенами трех видов: табака, резуховидки Таля и вьюнка полевого. Оказалось, что сильнейшую дозу выдерживают только семена вьюнка. По мнению ученых, это объясняется тем, что защитные покровы семян растения содержат флавоноиды, играющие роль естественного солнцезащитного экрана.