Опубликовано 02 июля 2019, 16:51

Водные растения пролили свет на эволюцию мозга человека

© Emily Genty/Barcroft Media/EPA

Группа ученых из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и Института зоологии и дикой природы Ассоциации Лейбница выявила, что бонобо в бассейне Конго кормятся болотными растениями, богатыми йодом — важнейшим питательным веществом для развития мозга и когнитивных способностей. Это объясняет, как предки людей удовлетворили потребности растущего мозга в питании. Первое исследование потребления йода нечеловеческими приматами было опубликовано в журнале BMC Zoology.

Рост мозга, развитие коммуникативных и когнитивных способностей — ключевые особенности эволюции человека. Однако будучи энергопотребляющим органом, мозг требует питательных веществ, таких как полиненасыщенные жирные кислоты, арахидоновая кислота, эйкозапентаеновая кислота и специфические микроэлементы. Среди последних критическим для развития современных людей и ранних гоминидов считают йод, поскольку он участвует в построении гормонов щитовидной железы. Она же, в свою очередь, активирует процессы метаболизма, важна для надлежащего развития и дифференцирования всех клеток человеческого тела и может стимулировать метаболизм витаминов.

Разумно предположить, что йод был необходимым условием для функционального расширения ткани мозга, ее структурной дифференциации и связанных с ней социальных и когнитивных навыков. Это поднимает вопрос о том, как и откуда ранние гоминиды добывали йод для удовлетворения своих потребностей.

С целью ответить на этот вопрос исследователи наблюдали за двумя обезьяньими сообществами бонобо в лесу Луи-Котале в Национальном парке Салонга Демократической Республики Конго. Образцы плодов, наземных и водных трав, которыми питались участники эксперимента, отправляли на химический анализ. Содержание минералов оценивали с помощью оптически-эмиссионного спектрометра с индуктивно-связанной плазмой. Содержание йода измеряли каталитическим методом Санделла — Колтоффа и двумя отдельными методами масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой.

Ученые обнаружили, что водные растения, потребляемые бонобо, богаты йодом. Выяснилось, что в низменных частях леса есть природные источники йода в концентрациях, достаточно высоких для предотвращения дефицита йода у гоминоидов и людей. Примечательно, что сам район бассейна Конго считается йододефицитным, а значит, это наблюдение подтверждает исключительную его важность.

Теги #Мозг