Опубликовано 02 марта 2018, 18:05

Два вида воронов из Северной Америки слились в один

© Pete Evans/EyeEm/Getty Images

Ученые из Вашингтонского университета на протяжении почти двадцати лет исследовали видообразование у птиц рода воронов и пронаблюдали, как два вида воронов слились в один. Подробнее об открытии можно прочитать в Nature Communications.

Более века в центре внимания эволюционистов был механизм образования видов, основанный на разделении одной линии на две или больше. Такое может произойти, например, из-за географической изоляции, за которой последовала изоляция репродуктивная – невозможность скрещивания. Но обратный процесс (слияние нескольких видов в один) тоже играет важную роль в видообразовании. Причем, как показали американские орнитологи, это может происходить очень часто и без антропогенного воздействия. Ранее считалось, что именно сокращение местообитаний из-за активной хозяйственной деятельности подталкивает животных из разных линий скрещиваться друг с другом.

Изучив и сравнив последовательности ядерной и митохондриальной ДНК разных представителей вида обыкновенный ворон (Corvus corax) из разных местообитаний в США и Мексике, генетики выяснили, что современный вид обыкновенных воронов сформировался из двух отдельных линий, разошедшихся около 1,5 миллионов лет назад. Митохондриальная ДНК была получена от 441 птицы. В некоторых случаях с образцами были сложности, поэтому кусочки ткани были взяты от музейных экспонатов. Часть образцов были добыты с помощью ракетных сетей, которыми ученые ловили воронов, чтобы взять у них кровь на анализ и выпустить. Но больше всего ДНК было получено от тушек погибших птиц, собранных во время специальной экспедиции, участники которой преодолели 4500 километров. Для сравнения также использовались образцы ДНК другого представителя этого рода – белошейной вороны (Corvus cryptoleucus).

Изначально биологи предполагали, что им удастся доказать, что обыкновенный ворон – это на самом деле два вида, один из которых характерен для Нового Света, другой – для Старого. Однако реальность оказалась сложнее.

Сначала ученым удалось выделить две предковые линии: голарктическую и калифорнийскую. Вороны калифорнийской ветви дали начало белошейным воронам, с которыми сразу перестали скрещиваться (приобрели репродуктивную изоляцию). Белошейные вороны расселились в пустынных и полупустынных местностях в Мексике, а калифорнийская облюбовала западные регионы Северной Америки. Эти линии стали различаться и по поведению, и по времени размножения, оставаясь при этом близкими родственниками. Даже обитая на одной территории, эти птицы не проявляют никакого желания скрещиваться.

Области расселения разных видов воронов