Опубликовано 14 июля 2017, 14:53

Вороны могут строить планы на будущее

© Alexas_Fotos/Pixabay

Биологи выяснили, что вороны умеют планировать свои действия точно так же, как это делают некоторые взрослые приматы и четырехлетние дети. Исследование было опубликовано в журнале Science.

Планирование проявлялось в тех задачах, которые птицы не выполняют в дикой природе, поэтому это умение, как считают ученые, было не адаптацией, а гибкой познавательной способностью. Она возникла у гоминид и птиц, которые разошлись по ходу эволюции примерно 320 миллионов лет назад.

Для того чтобы планировать, нужно использовать долговременную память. Раньше ученые считали, что эта черта присуща лишь человеку. Дети начинают демонстрировать такую способность в возрасте примерно четырех лет. Позже было выяснено, что орангутаны, бонобо и шимпанзе также умеют планировать свои действия. В 2007 году ученые из Кембриджского университета доказали, что хохлатые сойки могут прятать пищу в тех местах, где они окажутся на следующее утро. Тем не менее некоторые биологи утверждают, что это поведение объясняется не планированием, а адаптацией и свойственно для всего семейства врановых.

Матиас Осват из Университета Лунда в Швеции решили проверить, могут ли вороны планировать действия, которые не характерны для них в природной среде, например использование инструментов.

В одном из экспериментов предварительно обученные птицы должны были камнем выбить из коробки сухой корм. Воронам показали набор инструментов, среди которых был и камень. Ящик с едой находился вне их поля зрения. Птицы должны были выбрать орудие, и через пятнадцать минут уже в другом месте им демонстрировали коробку с кормом. В результате в 11 из 14 испытаний птицы выбирали камень и доставали еду из ящика.

Другой эксперимент заключался в том, что обученные вороны должны были обменять жетон на вознаграждение. Жетон также предстояло выбрать из набора предметов и отдать экспериментатору спустя пятнадцать минут. 143 раза из 144 птицы выбрали правильный предмет и обменяли его на награду в 77% случаев.

Далее исследователи увеличили разрыв между выбором инструмента и окончательным действием до 17 часов. В 90% случаев вороны так же успешно выполняли задания.