Опубликовано 02 мая 2017, 12:08

Впервые расшифрован геном чая

Листья Camellia sinensis

© Wikimedia Commons

Ученые из Китайской академии наук секвенировали геном чайного куста Camellia sinensis, взяв за основу сорт растения Юнькан-10 (провинция Юннань). Об этом сообщается в журнале Molecular Plant.

Геном чайного куста составил больше трех миллиардов пар нуклеотидов — больше, чем геномы многих растений, уже прошедшие секвенирование. Секвенирование РНК в различных тканях растения (листьях, цветах, семенах и всходах) позволило определить почти 37 тысяч кодирующих белки генов.

Оказалось, что почти 80% генома чайного куста состоит из повторов. Только длинные концевые повторы занимают две трети генома. В основном они принадлежат к LTR-ретротранспозонам типа Ty3/gypsy (особенно семейства TL001).

Кроме того, геном чая дважды в своей истории перенес полногеномную дупликацию. Первое из этих событий случилось очень давно и затронуло множество двудольных растений, а второе — ближе к нашему времени, и коснулось оно общего предка растений рода Camellia. Именно последняя дупликация, вероятно, сделала возможной экспансию «семейств» генов, отвечающих за синтез флавоноидов и терпеноидов — именно эти вещества повлияли на вкус чая и на его адаптацию к различным климатическим условиям.

Наконец, китайские ученые обратили внимание на то, что способность синтезировать кофеин в чайных кустах появилась независимо, а не была унаследована от других растений.