Опубликовано 20 февраля 2019, 17:07

Эксперт: насекомым не грозит вымирание в ближайшее столетие

© Bernant Plank/Flickr

В журнале Biological Conservation были опубликованы результаты метаанализа исследований об изменении численности насекомых, опубликованные за последние десятки лет. Авторы приходят к неутешительным выводам: общая биомасса насекомых уменьшается со скоростью около 2,5% в год, эта тенденция характерна почти для половины видов (41%) и, по прогнозам, будет год от года затрагивать все больше групп. При экстраполяции в будущее получается, что практически все виды насекомых вымрут до конца текущего столетия.

Австралийские экологи Франсиско Санчез-Байо из Сиднейского университета и Крис Викхайс из Квинслендского университета в рамках новой работы провели метаанализ доступных данных о вымирании насекомых. Такое исследование подразумевает сбор информации из большого количества других научных статей и ее совместный анализ. В качестве исходных данных авторы воспользовались опубликованными за последние 40 лет статьями, посвященными изменению численности насекомых. Ученые отобрали из них те работы, в которых анализировалось количество сразу многих видов насекомых на территории целой страны или нескольких соседних стран, а также проведенные на более скромной площади исследования, но при условии, что они длились не менее 10 лет. В результате удалось выделить 73 подобные работы.

Анализ показал, что на данный момент снижается численность 41% видов насекомых. Каждый год это количество увеличивается на 1%, а общая биомасса насекомых падает на 2,5% ежегодно. Отдельно авторы отмечают, что сокращается численность не только приспособленных к узкой экологической нише, но и широко распространенных видов, которые встречаются в нескольких странах.

На смену исчезающим видам обычно приходит лишь небольшое количество новых, способных выживать в разных экосистемах или менее чувствительных к загрязнениям. В частности, к ним относятся металловидка Путнама Plusia putnami или изменчивая коровка Hippodamia variegata. Половина проанализированных работ называет главной причиной вымирания изменение или исчезновение среды обитания. Следующим по важности фактором являются загрязнения, пестициды и инсектициды, биологические причины (такие как болезни и паразиты), вторжение инвазивных видов и изменение климата.

Учитывая огромное разнообразие насекомых, на которых приходится более половины всех описанных видов эукариот, множество освоенных ими экологических ниш и жизненных стратегий, географическую неполноту проанализированных данных, а также принимая во внимание, что по оценкам лишь 20% видов пока что описаны учеными, мы попросили прокомментировать эту работу кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Палеонтологического института РАН Александра Храмова.

«Я бы не стал в данном вопросе впадать в апокалиптические настроения. В основу этого метаисследования (за парой исключений) легли данные по европейским странам и США, но мы просто не знаем, что происходит с насекомыми в развивающихся странах. Между тем, именно там, в тропиках, находится центр разнообразия многих групп. Было бы странно экстраполировать данные, скажем, о бабочках или пчелах в Финляндии или Англии на энтомофауну дождевых лесов Южной Америки или Юго-Восточной Азии. В случае позвоночных еще можно судить о том, какой процент видов ежегодно вымирает или стоит на грани вымирания. Но общее число видов насекомых до сих пор остается неизвестным, так что потери их биоразнообразия оценить очень сложно. Более того, в обсуждаемой работе, насколько я понимаю, речь идет лишь о региональных вымираниях. О региональном вымирании говорят, например, если какой-то вид раньше отмечался в пределах той или иной страны, а теперь его там больше поймать не могут. Но это не значит, что этот вид вымер полностью. Возможно, просто изменился его ареал. Но в этом нет ничего необычного. В зависимости от климатических факторов, от особенностей растительного покрова ареалы насекомых могут смещаться очень сильно. Например, в балтийском янтаре находят много теплолюбивых групп насекомых, которые сейчас вымерли в Европе, но продолжают отлично чувствовать себя за ее пределами. Вообще же, насекомые, в отличие от тех же позвоночных, имеют огромный адаптивный потенциал. До сих пор нет убедительных свидетельств, что их серьезно затронуло хотя бы одно из массовых вымираний в истории Земли, и было бы странно думать, что насекомые не смогут пережить последствия деятельности человека», — считает ученый.