Опубликовано 25 июля 2017, 19:07

Животные вымирают от страха

Богомол поедает пойманную им муху

© Christian Prandl/Global Look Press

Одного страха достаточно, чтобы ускорить вымирание животных, выяснили ученые. Они заставили мух-дрозофил чувствовать запах хищника (богомола), после чего риск вымирания популяции мух вырос в семь раз. Дело в том, что присутствие врага повысило бдительность насекомых, они больше времени проводили «на страже» и меньше ели, из-за чего скорость размножения резко упала. Об открытии сообщается в журнале Proceedings of the Royal Society B.

В норме рост популяции зависит от ее плотности: чем больше популяция, тем больше конкуренция за половых партнеров и пищевые ресурсы, тем медленнее рост. Можно решить, что верно и обратное: то есть небольшие популяции растут быстрее всего. Однако, парадоксальным образом, иногда даже в небольших популяциях демографические показатели оказываются наиболее мрачными (даже хуже, чем в крупных).

Иногда этот парадокс объясняли инбридингом (близкородственным скрещиванием), трудностями в поиске партнера или распадом социальных связей в небольших группах. Однако биологи из канадского Университета Макгилл пришли к выводу, что даже у таких животных-одиночек как мухи-дрозофилы страх сильно влияет на выживание популяции.

Испытывая страх, плодовые мушки тратят меньше времени на поиск пищи, меньше вступают в половые контакты и в итоге приносят меньше потомства. Чем меньше по размеру популяция, тем более явственно проявляется «эффект страха». При определенном размере группы одного этого эффекта достаточно, чтобы довести популяцию до вымирания, подчеркивают ученые.