Опубликовано 12 декабря 2017, 15:19

Генетики сняли с людей вину за вымирание сумчатого волка

Сумчатый волк (тилацин) в австралийском зоопарке. Фотография 1933 года

© Universal History Archive/UIG/Getty Images

Секвенирование генома обитавшего на острове Тасмания млекопитающего тилацина, также известного как сумчатый волк, выявило, что вымирание животного не было связано с людьми. Оказалось, что генетическое здоровье этого вида в течение многих предшествовавших вымиранию тысячелетий было в очень плохом состоянии. Статья с результатами работы биологов опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ареал обитания тилацина предположительно составлял большую часть острова Тасмания, расположенного к югу от Австралии. В ХХ веке он вымер: последняя достоверно известная особь скончалась в зоопарке в 1936 году. Однако за последние годы неоднократно появлялась неподтвержденная информация о случаях встреч с ним в дикой природе. До XIX века тилацин был широко распространен, однако в 1830-е годы люди начали истреблять животных из-за обвинений в нападениях на стада овец. В начале ХХ века их численность еще раз резко сократилась в связи с распространением смертельного заболевания неизвестного происхождения, предположительно, чумки собак.

В новой работе биологи исследовали геном щенка, заспиртованного более века назад. Оказалось, что генетическое разнообразие популяции тилацинов начало снижаться около 70 000 лет назад. Это ухудшило способность вида адаптироваться к изменениям окружающей среды даже до попадания на остров первых людей около 65 000 лет назад. «Мы надеемся, что случай тилацина позволит нам многое узнать о генетических предпосылках вымирания, что поможет спасти другие виды», — говорит соавтор работы Эндрю Паск из Мельбурнского университета.

В результате удалось установить, что генетически тилацин намного ближе к другому островному сумчатому, тасманскому дьяволу, чем к собакам динго, которых вымерший вид напоминает внешне. Этот пример конвергентной эволюции (появления схожих черт у генетически неблизких видов из-за похожего образа жизни) оказался связан не с самими генами, а с контрольными областями рядом с ними. Секвенированный геном — один из наиболее полных для данного вида, что вселяет надежду на возможно клонирование в будущем. Однако ученые отмечают, что до этого еще далеко.