Опубликовано 01 октября 2017, 16:31

Головастики жаб используют яд против друг друга

© Ferran Pestaña

Личинки обыкновенной жабы стали первыми известными животными, которые отравляют представителей своего вида. Токсины, вырабатываемые для противодействия хищникам, по-видимому, также помогают бороться с конкурентами внутри собственной популяции. Статья опубликована в журнале Functional Ecology.

Многие ядовитые растения способны регулировать защитное поведение в зависимости от угрозы, однако подобные возможности животных исследованы намного хуже. Известно, что присутствие хищников вызывает выработку химической защиты у головастиков, но новая работа представляет первые однозначные свидетельства стимулирования производства токсинов конкуренцией внутри одного вида подвоночных животных.

В предыдущих работах изучались географические вариации токсичности жаб Bufo bufo. Анализ показал, что интенсивность соперничества является наиболее надежным фактором. В новом исследовании биологи выращивали в лаборатории жаб в искусственных прудах с переменным количеством индивидов. Также исследовалось взаимодействие с другим распространненым видом — неядовитой лягушкой Rana dalmatina.

Оказалось, что чем больше конкурентов любого вида рядом с головастиками жаб, тем более ядовитыми и маленькими они становились, однако на представителей своего вида они реагировали более активной выработкой токсинов. В то же время лягушки не были сильно озабочены ядовитыми соседями.

Авторы собираются продолжать работу, так как неожиданное отсутствие урона для лягушек-конкурентов ставит вопрос о том, от чего на самом деле защищаются жабы. Одним из вариантов может быть каннибализм, который является распространенной практикой среди головастиков многих видов. Также в статье выдвигается гипотеза, что токсины могут представлять собой иммунную реакцию на заразные заболевания, которые легко подхватить от других головастиков, особенно в присутствие большого их количества.