Опубликовано 19 февраля 2019, 14:12

Стойкие органические загрязнители найдены в шерсти животных Приморья

© Ben Hosking/Flickr

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в составе международной группы токсикологов исследовали образцы шерсти пяти видов дальневосточных животных и во всех обнаружили стойкие органические загрязнители (СОЗ) — химические вещества, которые имеют свойство накапливаться в тканях тела и потенциально несут угрозу для здоровья людей и животных. Некоторые из веществ запрещены Стокгольмской конвенцией. Статья о результатах исследования опубликована в Environmental Science and Pollution Research.

Самое большое содержание токсичных химикатов ученые обнаружили в шерсти мускусного оленя — кабарги — исчезающего вида, который занесен в Красную книгу. Между тем, как отмечено в статье, образцы шерсти оленей были получены в результате обследования погибших особей, которые, предположительно, были убиты браконьерами. Что касается высокого содержания химикатов в шерсти мускусных оленей, исследователи объяснили, что одной из причин может быть кормовой рацион животных — кабарги питаются лишайниками, которые накапливают вредные вещества, впитывая их из атмосферы.

Всего в рамках исследования было изучено 15 образцов шерсти — шести леопардовых котов, трех мускусных оленей (кабарог), одного амурского ежа, одного волка и четырех енотовидных собак.

«В 73 процентах случаев мы нашли следы запрещенного Стокгольмской конвенцией инсектицида гексахлорбензола и производных ДДТ. В ста процентах случаев обнаружены полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), такие как антрацен, флуорантен, пиридин и фенантрен. В природе ПАУ образуются в результате термического разложения целлюлозы, но значительная часть таких веществ — техногенного происхождения, то есть они появляются в окружающей среде в результате деятельности человека. В большинстве изученных образцов шерсти мы нашли, по крайне мере, 10 из 16 видов СОЗ, наличие которых было предметом нашего исследования. Новость исследования в том, что наша международная команда нашла свидетельства накопления разных видов СОЗ в шерсти сразу пяти видов диких наземных животных», — говорит доктор биологических наук, проректор ДВФУ по научной работе Кирилл Голохваст.

Исследователи отмечают, что на глобальном уровне загрязненность веществами СОЗ возрастает, и это вызывает особую озабоченность, поскольку они вредны для человека, морских животных и земных экосистем. Несмотря на то, что Стокгольмской конвенцией наложен повсеместный запрет на использование таких опасных веществ как гексахлорбензол, его продолжают находить в живых организмах по всему миру. Тысячи видов синтетических химикатов массово производились после Второй мировой войны. Исследователи предлагают продолжить мониторинг накопления СОЗ в шерсти большего числа видов наземных млекопитающих, поскольку на сегодняшний день данные по этой теме довольно скудны.

Анализ шерсти животных, как и волос человека, отнесён учеными к легким, эффективным, а также неинвазивным и недеструктивным способам биологического мониторинга загрязненности экосистемы. Шерсть животных легко собирать, хранить и анализировать ее состав. В целях исследования ученые отобрали образцы шерсти животных, погибших в Приморье в результате дорожно-транспортных происшествий или случаев браконьерства.