Опубликовано 17 апреля 2020, 14:44

Ученые выяснили, как запах помогает лемурам привлекать самок

© Chigusa Tanaka/Japan Monkey Centre

Исследователи обнаружили, что запах, с помощью которого лемур привлекает полового партнера, состоит из трех соединений с цветочными и фруктовыми оттенками. А состав такого «коктейля» зависит от уровня тестостерона у самца. Статья ученых опубликована в журнале Current Biology.

Ежегодно в течение периода размножения самцы кошачьих лемуров Lemur catta натирают свои хвосты секретом, вырабатываемым из желез на запястьях, после чего идут соблазнять самку. Однако до сих пор никто не исследовал состав этого секрета и не описывал различия между ним у разных особей.

Сделать это удалось команде ученых из Токийского и Киотского университетов. Они собирали прозрачную жидкость из желез с запястьев самцов в течение как брачного сезона, так в остальное время, а затем анализировали ее химические компоненты. С помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии они установили, что основными компонентами секрета были додеканал, 12-метилтридеканал и тетрадеканал. Также в жидкости обнаружились следы ацетамида. Естественно, что уровень тестостерона в период размножения у самцов был выше, чем обычно, но искусственно увеличив его, исследователи заметили изменение состава выделяемого из запястий секрета — количество ароматических соединений в нем возросло.

Исследователи также сохранили секрет желез запястья самцов в период размножения, впитав его в ватные подушечки, а затем давали понюхать его самкам в другое время года. Однако ни к одному из запахов самки не проявили интереса. Затем исследователи решили проверить, реагируют ли самки на определенный запах или на смесь. Для этого ученые протестировали самок в их естественной среде, давая понюхать ватные диски, пропитанные отдельными пахучими соединениями, трехкомпонентной смесью и контрольной жидкостью.

В результате особи женского пола не проявляли совсем никакого интереса к отдельным запахам, но долго обнюхивали естественную их смесь. И хотя любопытство не означает сексуального влечения, ученые предполагают, что в брачный период самки склонны реагировать именно на все три органических соединения разом, а не на определенное вещество. Действие и функция этого запаха похожи на феромоны у других видов, но таковым не является. Теперь исследователи стремятся понять механизмы, задействованные в таком восприятии запахов у представителей вида Lemur catta.