Опубликовано 04 марта 2018, 13:03

В породе нашли «запасы» кислорода, сделанные бактериями 1,6 млрд лет назад

© Stefan Bengtson

Палеобиологи из Швеции и Дании исследовали окаменелости возрастом 1,6 млрд лет, найденные в Центральной Индии. В них нашли крошечные сферические полости, оставленные пузырьками кислорода. О своем исследовании ученые рассказали в журнале Geobiology.

Следов микробов, живших миллионы лет назад, осталось немного: это структуры нитчатых цианобактерий, породы, образованные бактериальными матами, и пузырьки газа в них. Микробы, оставившие следы в виде пузырьков кислорода, были первой формой жизни на Земле, они сделали атмосферу Земли пригодной для появления растений и животных. Эти пузырьки могли оставить цианобактерии, обитавшие на мелководье. Они производили кислород путем фотосинтеза, и иногда он «застревал» в клейкой микробной пленке в виде пузырьков. Стенки между некоторыми пузырьками искривлены, что подтверждает гибкость материала, в котором они образовались.

Окаменевшие цианобактериальные маты сохранились в виде строматолитов – слоистых пород, которые находят на дне неглубоких водоемов. Они различаются по структуре (столбчатые, пластовые, желваковые), а в их формировании могли участвовать как одноклеточные организмы, так и многоклеточные водоросли.