Опубликовано 03 февраля 2018, 16:31

Защита мозга дятлов оказалась неидеальной

© Плешков Алексей/Wikipedia Commons

Ученые из Медицинской школы Бостонского университета обнаружили в головном мозге дятлов повышенное содержания белка, образующегося у людей после травм головы. Это может свидетельствовать о том, что адаптивные механизмы, защищающие мозг этих птиц от повреждений, не так хороши, как принято считать. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

В ходе эволюции у дятлов появилось несколько защитных механизмов, оберегающих их мозг, в том числе особое строение клюва, черепа, языка и пространства между мозгом и черепом. «Считается, что дятлы не получают повреждений мозга, наше исследование указывает на обратное», – заявил один из авторов статьи, магистрант Медицинской школы Бостонского университета Джордж Фарах.

Авторы работы исследовали образцы тканей мозга пушистого дятла (Picoides pubescens) и, для сравнения, красноплечего черного трупиала (Agelaius phoeniceus), который не выдалбливает отверстия в древесине. Образцы были предоставлены Филдовским и Гарвардским музеями естественной истории. В мозге дятлов ученые обнаружили повышенное содержание тау-белка, которое возникает у людей с травмами мозга или нейродегенеративными заболеваниями.

Теперь авторам работы предстоит установить, указывает ли выработка этого белка на повреждение мозга или же это результат работы какого-то защитного механизма. Известно, что некоторые типы тау-белка могут защищать и восстанавливать нейроны мозга.

«Если выдалбливание и в самом деле приводит к повышению содержания тау-белка, то наше исследование не позволяет определить, выполняет ли он защитную функцию или указывает на патологию. Однако учитывая, что эти птицы существуют уже миллионы лет и благоденствуют, вряд ли это нейродегенеративное заболевание, связанное с травмами мозга», – заключил соавтор работы, невролог Питер Каммингс.