Опубликовано 30 ноября 2017, 17:02

Выбор между заживлением и регенерацией может зависеть от условий жизни

Микрофотография личинки гребневика Mnemiopsis leidyi

© Katharina Bading/NTNU

Биологи из Норвегии, Германии и США изучили, как реагирует на повреждения один из видов гребневиков. Ученых заинтересовало, почему в некоторых случаях эти животные просто заживляют раны, а в других восстанавливают потерянные части тела. О результатах биологи рассказали в журнале Scientific Reports.

Авторы исследования изучали Mnemiopsis leidyi — вид гребневиков, который внешне напоминает медузу и питается зоопланктоном. Ученые заметили, что эти животные могут заживлять свои раны, как это делают, например, люди, а могут регенерировать, восстанавливать утраченные части тела, что более характерно для беспозвоночных. В причинах выбора одной или другой стратегии и пытались разобраться ученые.

Биологи обнаружили, что существует устойчивая связь между способом восстановления и количеством пищи, доступной животному. Если питание обильное, то гребневик регенерирует, если недостаточное, просто затягивает рану.

«По-видимому, детеныши гребневиков могут запускать два фундаментально различных процесса восстановления в зависимости от внешних условий. Если условия недостаточны для полной регенерации, то они могут спасти свою жизнь с помощью более простого механизма», — прокомментировал один из авторов работы, сотрудник Центра океанических исследований Гельмгольца Ямилех Яфидпоур.

Хотя этот вопрос остается малоизученным, ученые предполагают, что гибкий выбор стратегии восстановления может давать гребневикам преимущество перед другими животными.