Опубликовано 20 ноября 2017, 17:32

Зеленые мартышки научат человека бороться с ВИЧ

Африканская зеленая мартышка

© Gernot Hensel/EPA/Indicator.Ru

Международная группа ученых, в состав которой входит биоинформатик из России, систематизировала шесть видов африканских зеленых мартышек на основе их генетических данных, рассмотрела гены, ответственные за адаптацию и сосуществование с вирусом иммунодефицита, и создала атлас экспрессии генов в одном из видов. Результаты опубликованы в двух статьях (1, 2) журнала Nature Genetics.

Набор генов каждой клетки нашего организма идентичен, однако в зависимости от ткани и возраста организма, которому эта клетка принадлежит, набор активных (экспрессирующихся, то есть ответственных за выработку белков) генов в ней будет различным. Ученые создали атлас экспрессии генов в разных тканях и участках мозга 60 зеленых мартышек вида Chlorocebus aethiops sabaeus различных возрастов из исследовательского питомника Vervet Research Colony.

Зеленые мартышки — это вид нечеловекообразных обезьян, наиболее генетически близких к человеку. Ученые часто используют их в биомедицинских исследованиях для поведенческих экспериментов, исследования резистентности к вирусам и создания вакцин. Известно, что зеленые мартышки — природный резервуар вируса иммунодефицита обезьян (simian immunodeficiency virus, SIV), сходного с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). При этом они могут жить с вирусом без развития иммунодефицита. SIV пребывает в их организме незаметно, не причиняя никакого вреда.

В одной из опубликованных работ ученые исследовали группу генов, ответственных за регуляцию деятельности SIV. По генетическим данным исследователи определили, что вирус иммунодефицита вступил в контакт с предком всех ныне существующих видов зеленых мартышек около миллиона лет назад. С течением времени подвиды мартышек по-своему эволюционировали, и у каждого из них сложилась своя история взаимодействия и выработки механизма сосуществования с вирусом. Изучение биологических механизмов взаимодействия вируса иммунодефицита у зеленых мартышек дает нам фору в сотни тысяч лет на то, чтобы научить человека сосуществовать с ВИЧ без вреда для здоровья.