Опубликовано 05 сентября 2017, 09:45

Женщины бронзового века были неместными

Останки, найденные в долине Лехталь

Останки, найденные в долине Лехталь

© Stadtarchäologie Augsburg

В европейских поселениях позднего каменного и раннего бронзового веков проживали женщины из разных регионов, в то время как мужчины принадлежали к коренному населению. Сделавшие это открытие немецкие ученые отдают женской мобильности ключевую роль в культурном обмене того времени. Статья с результатами работы опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В долине Лехталь на юге Германии около 4000 лет назад семьи были организованы необычным образом: большинство женщин были неместными, в то время как мужчины обычно всю жизнь проживали на одной территории. Такой способ поселения брачных пар, называемый патрилокальным, а также индивидуальная мобильность женщин не были кратковременным феноменом, а существовали в течение 800 лет на рубеже неолита и раннего бронзового века.

Авторы нового исследования провели археологические раскопки и проанализировали ДНК найденных останков и изотопный состав костей. Было изучено 84 индивида, похороненных между 2500 годом до н.э. и 1650 годом до н.э. Их похоронили на семейных кладбищах, содержащих от одного до нескольких десятков останков. Некоторые семьи были представлены несколькими поколениями.

«Мы обнаружили большое разнообразие женских линий наследования, что могло иметь место, если бы в течение долгого времени множество женщин переместилось в данную область из других мест», — говорит Алисса Митник из Института человеческой истории Общества Макса Планка. В то же время погребения женщин не отличаются от захоронений местных жителей, что говорит о полной интеграции в местное общество.

Это открытие показывает важность мобильности женщин, что могло сыграть существенную роль в обмене не только культурными ценностями, но и идеями и технологиями в бронзовом веке. Оно также позволяет с новой точки зрения взглянуть на огромные масштабы миграции древних людей. «Оказывается, что то, что раньше считалось миграциями групп людей, на самом деле было распространенной практикой индивидуальной мобильности», — подытоживает соавтор Филипп Стокхаммер.