Опубликовано 14 августа 2019, 19:17

Женщины пимбве выигрывают от нескольких браков

Представители народов пимбве

© Mpimbwe Project

Два американских антрополога установили, что в восточноафриканских обществах женщины выигрывают от нескольких браков, а мужчины — нет. Более того, они, похоже, страдают от этого. Исследование представителей народов пимбве в Танзании было опубликовано на страницах Proceedings of the Royal Society B.

В 1948 году Ангус Бейтман сообщил о взаимосвязи между количеством спариваний и репродуктивным успехом у самцов и самок. Согласно Бейтману, самцам проще производить половые клетки, а потому именно самка играет большую роль в репродуктивном успехе потомства. Говоря словами эволюциониста, этот факт должен способствовать «недискриминационному рвению мужчин и дискриминационной пассивности у женщин» в поисках партнеров. Принцип Бейтмана предполагает, что мужчины более эффективно размножаются, если у них несколько партнеров. Женщины же успешны в пребывании в более продолжительных отношениях.

Моника Малдер из Калифорнийского университета и Коди Росс из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка применили принцип Бейтмана к популяции людей. Они проанализировали данные браков, разводов, рождений и смертей двух тысяч людей народов пимбве на протяжении 20 лет. Оказалось, что у них довольно часто происходит обмен партнерами, а брак — довольно свободный термин, в силу того, что партнер волен уйти в любое время.

Результаты показали, что у женщин с несколькими браками было больше выживших детей, чем у женщин, которые выходили замуж меньше раз. У мужчин с несколькими браками было меньше выживших детей, чем у мужчин, которые женились меньше раз. Эти данные противоречат принципу Бейтмана, отмечают исследователи.

Ученые, однако, признают ограничение исследования. Данные, основанные на сообщениях самих людей, не могут заменить генетические данные об отцовстве.