Опубликовано 28 февраля 2017, 12:21

Жители чилийской пустыни оказались устойчивыми к мышьяку

© tpsdave/Pixabay

Ученые из Чилийского университета в Сантьяго обнаружили, что жители пустыни Атакама за долгое время развили устойчивость к мышьяку, который в больших дозах содержится в местной питьевой воде. Исследование опубликовано в журнале American Journal of Physical Anthropology.

Пустыня Атакама расположена на территории Южной Америки на севере Чили. На западе она граничит с Тихим океаном, на севере — с Перу. Атакама считается самой сухой пустыней Земли. Для сбора воды местные жители используют высокие цилиндры из нейлоновых нитей, на стенках которых конденсируется туман и стекает вниз по нитям в бочку. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в местной питьевой воде концентрация мышьяка превышает безопасное для здоровья значение в сто раз.

Первые поселенцы пришли на територрию пустыни 7000 лет назад. Уже тогда люди столкнулись со значительным содержанием токсичного металла в единственной доступной там питьевой воде. Жители пустныни страдали и умирали от отравляющего действия высоких доз мышьяка. Однако в настоящее время смертельных и тяжелых случаев не наблюдается. Чилийские ученые в своей статье говорят о том, что жители пустныни год за годом вырабатывали устойчивость к высоким концентрациям мышьяка, чтобы приспособиться к суровым условиям жизни.

В ходе своей работы медики взяли образцы крови для генетического анализа у 150 местных жителей. Исследователи предполагали найти у них в крови вариант гена AS3MT, так как предыдущие исследования показали, что этот вариант гена вырабатывает фермент, защищающий от токсичного действия мышьяка, а именно способствующий более быстрому выводу ядовитого металла из организма.

Оказалось, что 68% жителей пустыни, участвующих в исследовании, имело этот вариант гена. Однако остальные 32% не обладали этим геном, что позволило ученым предположить, что существует еще один защитный механизм. В планах у исследователей секвенировать геномные области, расположенные рядом с геном AS3MT, чтобы проверить, оказывают ли влияние на устойчивость к мышьяку другие генетические факторы.