Опубликовано 02 сентября 2017, 17:23

Жуки-блестянки похищают еду изо рта муравьев

© Bert Hölldobler/Christina L. Kwapich/University of Arizona

Ученые из Университета штата Аризона выяснили, что жуки-блестянки научились воровать у муравьев еду, временно хранящуюся у них в особом резервуаре около сердца. С подробностями исследования можно ознакомиться в PLoS ONE.

Среди пахучих муравьев-древоточцев есть фуражиры, которые доставляют добычу в семью. Такие муравьи собирают нектар в зобик – резервуар для временного хранения жидкостей, который отделен от желудка клапаном. Таким образом, хранящаяся в зобике пища не переваривается. Придя в гнездо, муравей занимает характерную позу, раскрывает челюсти, и из его рта выступает капелька нектара. К нему подходят другие муравьи, которые выпивают свою порцию.

Ученые наблюдали за пахучими муравьями и живущими недалеко от их гнезд жуками-блестянками. Оказалось, что жуки научились следовать за специфическим запахом пахучих муравьев, пока последние возвращаются в гнездо с «добычей». Придя в гнездо муравья, жуки кормятся собранной в зобик пищей таким же образом, как ей кормятся остальные члены семьи муравья. Для этого блестянки приближаются к муравьям и нажимают на них передними лапками и усиками. Затем жуки прижимают свой ротовой аппарат к муравьиному, и изо рта последнего выступает большая капля пищи.

Иногда муравей разгадывает замысел жука и нападет на него. Но тогда жук прячет все выступающие части под крыльями и «присасывается» к земле, становясь неуязвимым для муравьиных атак.

Ученые отметили, что клептопаразитизм – насильственное присвоение одной особью пищи, добытой другой, – распространен среди насекомых, однако этот случай удалось зарегистрировать впервые.