Опубликовано 09 марта 2017, 10:46

Зубной налет рассказал о том, с кем целовались неандертальцы

© tpsdave/Pixabay

Международная группа антропологов, медиков и палеонтологов попыталась описать рацион неандертальцев с помощью ДНК-анализа зубного налета. О результатах своей работы ученые рассказали в журнале Nature.

Авторы данной работы изучали останки неандертальцев из пещер Эль-Сидрон на севере Испании и Грот де Спи в Бельгии. Исследование показало, что жители Грот де Спи ели шерстистых носорогов и диких овец, а их сородичи из Эль-Сидрон добывали съедобные растения. Также обе группы употребляли в пищу грибы и ели некоторые растения в лечебных целях: в зубном налете ученые обнаружили ДНК тополя (содержащего салициловую кислоту) и пеницилла (плесневого грибка, из которого был выделен пенициллин).

Другим открытием стало обнаружение Methanobrevibacter oralis — микроорганизма, который можно найти и у современных людей. Известно, что эти архебактерии перестали встречаться у неандертальцев сотни тысяч лет назад. Как предполагают авторы работы, микроорганизмы могли попасть к неандертальцам через поцелуи с другими видами рода Homo, например, с Homo sapiens.

«Это показывает, что отношения между видами были намного дружелюбнее и ближе, чем кто-либо мог представить», — заключила палеомикробиолог из Университета Аделаиды Лаура Вайрих.

Впервые подобное исследование группа ученых попыталась провести более 20 лет назад, однако на тот момент технологии анализа ДНК не позволили идентифицировать следы пищи или микроорганизмов. В 2013 году несколько исследователей, в том числе некоторые авторы данной статьи, обнаружили изменения микробиома человека, вызванные значительным изменением рациона примерно 10000 лет назад (в связи с переходом к животноводству) и в XIX веке (в ходе промышленной революции).