Опубликовано 12 мая 2017, 13:03

Создан «молекулярный протез» для транспорта железа в организме

Молекула хиноктинола

© Science

Американские ученые обнаружили молекулу, которая способна переносить ионы железа в организме, имитируя функции специальных транспортных белков. Исследование опубликовано в журнале Science.

Железо — важнейший микроэлемент, который участвует в дыхании, кроветворении и различных биохимических процессах. Железо входит в состав более чем сотни ферментов. Оно входит в состав ряда белков, прежде всего гемоглобина, переносящего кислород. Дефицит или избыток железа может нвызвать множество различных заболеваний, например анемию и муковисцидоз.

Некоторые случаи анемии вызваны отсутствием или неправильной работой белков-транспортеров, отвечающих за перемещение ионов железа через клеточные мембраны. Без этих белков железо не может достичь клеточных отсеков, где синтезируется гемоглобин. Химики из Иллинойсского университета в Урбана-Шампейне обнаружили, что молекулы хиноктиола способны имитировать функции транспортных белков.

Хиноктиол был обнаружен в очищенном масле из древесины тайванского кипариса. Ученые выяснили, что три молекулы этого природного вещества способны связать ион железа, образуя вокруг него гидрофобную (маслянистую) «шубу». Таким образом, молекулы хиноктиола могут перенести железо через липидные (жировые) мембраны клеток.

В своей работе исследователи показали, что пероральное введение хинокитиола крысам восстанавливало способность животных синтезировать гемоглобин.