Опубликовано 17 сентября 2019, 22:22

Разработан экологически чистый способ синтеза наночастиц оксида железа

© Getty Images

Ученые из Уральского федерального университета совместно с исследователями из Бангладешского инженерно-технического университета и другими коллегами опубликовали в журнале ChemistrySelect статью, в которой рассказали о новом способе получения магнитных наночастиц оксида железа (II, III), обладающих антибактериальными свойствами.

Сейчас ученые по всему миру активно разрабатывают экологически чистые способы получения наноматериалов — так называемый «зеленый» синтез, который предполагает использование растительных экстрактов. Однако вещества, содержащиеся в природных материалах, часто нестабильны и быстро вступают в окислительно-восстановительные реакции с компонентами окружающей среды.

Для синтеза частиц Fe3O4 (они более стабильны, чем чисто металлические) исследователями были выбраны такие неорганические вещества, как хлорид железа и гидроксид натрия. Также ученые использовали экстракт листьев ипомеи водяной (Ipomoea aquatica) — растения из семейства вьюнковых — в качестве стабилизатора и восстанавливающего агента, который позволяет избежать слипания частиц и поддерживать их малый размер.

Помимо экологичности синтеза ученые из УрФУ обратили внимание на различные свойства полученных наночастиц. Важную роль играет отношение поверхности частицы к ее объему. Чем оно больше, тем лучше реакционная способность магнитной наночастицы, потому что больше атомов находятся на ее поверхности. Это важно для использования во многих областях, в том числе в биологии и медицине.

Механизм синтеза магнитных наночастиц закиси-окиси железа упрощенным «зеленым» путем с использованием экстракта листьев Ipomoea aquatica