Ученые собираются создать карманный химический сканер

Общественное достояние

Международная группа исследователей разработала концепцию портативного анализатора химических веществ. Они считают, что рабочую модель можно будет сделать через пять лет, а через десять будет готов вариант устройства для продажи. Статья коллектива опубликована в журнале Nano Letters.

Современные химические анализаторы, такие как масс-спектрометры, представляют собой громоздкое оборудование, которое затруднительно перемещать для проведения анализов на месте. Ситуация может серьезно измениться, если удастся воплотить в жизнь задумку о карманном химическом сканере с алмазным детектором, использующим последние технологические достижения из области разработки атомных часов и поиска гравитационных волн.

Основой нового прибора должен стать наноразмерный квантовый сенсор: масс-спектрометрическую часть работы можно будет выполнить, отслеживая изменения, возникающие при присоединении молекулы к дефектам алмаза. Остальные части устройства должны быть получены путем миниатюризации существующих сегодня аналогов. С этой целью они определили принципы осуществления наномеханического зондирования, а также использования потенциала атомно-силовой микроскопии в чрезвычайно малых по современным меркам объемах.

Подобное устройство может быть использовано как в лаборатории, так и в полевых условиях, для изучения окружающей среды. Также оно может найти применение в медицине, так как у врачей появится возможность проводить многие анализы в кабинете. В настоящее время группа находится на стадии производства прототипа.