Опубликовано 09 марта 2019, 16:41

Впервые созданы молекулы-ловушки для источников энергии в клетках

© cl.mozaweb.com

Коллектив ученых при участии химика РУДН синтезировал новые молекулы из класса каликсаренов — больших, похожих на чашу, структур с полостью внутри. Эти вещества оказались способны «ловить» аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ) — основной источник энергии для клеток человеческого организма. Статья ученых опубликована в Beilstein Journal of Organic Chemistry.

Коллектив российских ученых совместно с РУДН впервые синтезировал каликсарены, способные «вылавливать» молекулы аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) и заключать их внутрь своей полости. Молекулы АТФ — универсальный источник энергии для большинства биохимических процессов. Они также выполняют роль межклеточного медиатора. Авторы создали своего рода молекулярный сенсор, который может не просто распознать молекулу АТФ среди других, но и «захватить» ее. Этого удалось добиться благодаря присоединению к верхней части «чаши» молекулярных рецепторов — групп атомов, которые селективно связываются только с соединениями определенного типа. Введенные учеными атомные группы, содержащие азот, показали высокую эффективность в связывании АТФ в растворе.

Ученые синтезировали несколько типов каликсаренов. Первый тип включал соединения с двумя или четырьмя присоединенными рецепторами в верхней части молекулы, второй — в нижней части молекулы. Остальные несколько типов включали комбинации первых двух. Проведя детальный анализ химических свойств каждого типа соединений, ученые выявили различия в их поведении и свойствах. Так, например, при встраивании двух определенных групп в нижней части молекулы, она начинает эффективнее связывать аденозиндифосфорную кислоту (АДФ) — соединение, образующееся при частичном распаде АТФ.

Чтобы определить, насколько хорошо синтезированная молекула связывает АТФ или АДФ, химики использовали методику замены красителя. Для этого исследователи готовили растворы синтезированных молекул и добавляли в них краситель «эозин Y». Каликсарены образовывали связь известной силы с молекулами красителя. Затем авторы работы добавляли в раствор различные концентрации АТФ или АДФ и сравнивали их оптические спектры. При добавлении АТФ или АДФ в спектрах происходил сдвиг полосы поглощения красителя. Это значит, что концентрация красителя в растворе увеличилась. Следовательно, АТФ или АДФ вытеснили молекулы красителя с рецепторов каликсаренов. Этим экспериментом ученые показали лучшее сродство синтезированных ими каликсаренов к АТФ и АДФ, чем к молекулам красителя.

«В течение последних двух десятилетий многие исследовательские группы уделяли большое внимание синтезу молекул-хозяев с высоким сродством к биологически важным веществам. Среди этих методов особенно важную область исследований представляет распознавание и перенос нуклеотидов — аденозиндифосфорной и аденозинтрифосфорной кислот — благодаря их большой биологической значимости. Аденинсодержащие нуклеотиды важны как универсальный источник энергии и как внутриклеточные медиаторы во многих биологических процессах. Мы впервые создали молекулы на основе каликсаренов, способные распознавать в растворе АТФ и АДФ и связываться с ними при небольших концентрациях», — говорит один из авторов работы, доктор химических наук, заведующий кафедрой неорганической химии РУДН Виктор Хрусталев.

Работа выполнена совместно с учеными Казанского федерального университета и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».