Опубликовано 18 сентября 2020, 14:04

Наночастицы тантала уничтожили микроорганизмы на ткани маски

© MDPI/Public Domain Photos/Indicator.Ru

Российские ученые выяснили, что пропитанная в растворе наночастиц тантала медицинская маска эффективно защищает против бактерий, захватывая их на поверхности и уничтожая. Посвященная результатам исследования статья опубликована в журнале Nanomaterials.

Медицинская маска — одно из самых простых и эффективных средств защиты от бактерий. При наличии антибактериальных свойств степень ее защиты повышается. Для этого можно пропитывать материал маски антибиотиком, но его потребуется много, кроме того, бактерии достаточно быстро вырабатывают резистентность к антибиотикам.

Ученые Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», МГУ имени М. В. Ломоносова и Института биохимической физики имени Н. М. Эмануэля РАН выяснили, что создавать бактерицидный барьер на ткани можно при помощи наночастиц металла, и один из самых эффективных претендентов — тантал, обладающий бактерицидными свойствами.

«В начале фрагменты хлопчатобумажной ткани пропитывались спиртозолью с танталом, это антисептический раствор, содержащий металлические наночастицы диаметром один — три нанометра. Затем пропитанные образцы погружалась в питательную среду с колониями грамположительных и грамотрицательных бактерий, сенной палочки и кишечной палочки соответственно», — отмечает один из авторов исследования, доцент кафедры физической химии НИТУ «МИСиС» Георгий Фролов.

Попадая в волокна ткани, наночастицы оседают там, а затем, при контакте с бактериями, разрушают оболочки их клеток, и происходит полное уничтожение микроорганизмов. Ученые подчеркивают, что на данный момент исследование носит фундаментальный характер, однако в перспективе они рассматривают продолжение работ по испытанию разработки in vivo.