Основу автодорог сделали экологичной
Российские исследователи из Дальневосточного федерального университета вместе с коллегами из Казахстана и Бразилии придумали способ производства оснований автомобильных дорог, исключающий использование природного песка и щебня. Новый материал обладает всеми необходимыми свойствами для применения в качестве основы дорожного покрытия. Статья об этом опубликована в Journal of Cleaner Production.
Полтора года команда ученых экспериментировала, создавая тестовые образцы композитного материала для строительства основания автомобильной дороги из смеси отходов Карагандинского металлургического комбината и местного суглинка. В результате ученые показали, что взаимодействие запускается при добавлении смеси отходов известкового производства.
Реакция выщелачивания между частицами смеси позволяет создать постоянно уплотняющийся гель, который со временем становится похож на камень. Композит показал высокую устойчивость к воде и пониженным температурам, а также низкие значения температурных коэффициентов расширения и сжатия.
«Строить основания автодорог из разработанного нами композита будет быстрее и рентабельнее за счет замены большого количества относительно дорогих песка и щебня на отходы местного металлургического производства и суглинок. Строительство дорог с применением этой и подобных технологий не только экономически выгодно, но и экологично, ведь это помогает избавиться от опасных для окружающей среды отходов. Похожий композит можно применять для строительства дорог и в России. Главное здесь — определиться с материалами на этапе проектирования дороги», — отмечает один из исследователей, заведующий лабораторией использования вторичных ресурсов Инженерной школы ДВФУ Андрей Таскин.
В новом композите тяжелые металлы стали частью новых образований, то есть оказались химически связаны, благодаря чему перестали представлять угрозу для окружающей среды. Материал может считаться экологически чистым и соответствующим всем нормам.
По словам ученых, ремонтировать дорогу с основанием из их материала можно будет вдвое реже, поскольку со временем композитная смесь становится прочнее, примерно в 1,5–2 раза превышая проектную прочность дорожного основания. На данном этапе ученые проводят испытания дороги с основанием из нового материала.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.