Опубликовано 28 июня 2018, 18:07

В неживой системе репликаторов нашли паразитов

© Keechuan/Flickr

Ученые впервые наблюдали, что самовоспроизводящиеся неживые молекулы — репликаторы — могут вести себя как паразиты. Открытие может помочь понять процесс появления жизни и подсказать пути создания синтетических живых форм из простых химических соединений. Результаты изложены в журнале Angewandte Chemie.

Сийбрен Отто и его коллеги из Гронингенского университета в Нидерландах создали систему, в которой один вид самовоспроизводящихся молекул помогает формироваться другому виду репликаторов, который как паразит поглощает ресурсы исходного вещества для собственного существования. «Удивительно обнаружить параллели между полностью синтетическими химическими репликаторами и довольно сложной динамикой живых систем, — говорит Отто. — Наша работа показывает, что такой феномен как паразитизм, широко распространенный в современной жизни, может возникнуть даже до появления самой жизни. Это также означает, что стратегии борьбы с паразитами должны были появиться очень рано».

Изученные репликаторы основаны на дитиолах — сераорганических соединениях с двумя тиоловыми группами в составе. Отдельные молекулы дитиолов объединяются, формируя круги, которые затем складываются в стопку, образуя волокна. Если воздействовать на эту систему механически, то волокна ломаются, но продолжают расти, поэтому при постоянном делении молекулы растут экспоненциально. В новой работе ученые добавляли к системе новые «строительные блоки», отличие которых от исходных нарастало во временем.

Схематическая иллюстрация процесса саморепликации неживых молекул