Опубликовано 14 октября 2016, 14:33

Российские химики исследовали растворимость диоксида церия в воде

Кусок церия в атмосфере аргона

© Wikimedia Commons

Ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова в составе международного коллектива экспериментально определили зависимость растворимости наночастиц диоксида церия (CeO₂), востребованного в современных технологиях материала, от кислотности (pH) среды. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале Journal of Physical Chemistry C.

«Выпуск CeO₂ в промышленных масштабах значителен, в том числе и в нанодисперсном состоянии (то есть в виде частиц размером до 100 нм), и в будущем будет только увеличиваться. Он входит в состав разнообразных катализаторов, защитных антикоррозионных покрытий, полирующих смесей. Массовое производство неизбежно ведет к попаданию и накоплению диоксида церия в окружающую среду, в частности в сточные воды. Поэтому изучение растворимости CeO₂ в воде и сопутствующих процессов представляется крайне важной задачей для безопасности окружающей среды», — рассказала автор исследования Татьяна Плахова.

Для определения растворимости церия ученые использовали две метода: метод масс-спектрометрии, основанный на определении отношения массы вещества к заряду ионов, и метод радиоактивных индикаторов, основанный на измерении распределения радиоактивного нуклида, находящегося в веществе или искусственно введенного в него. В качестве радиоактивных меток ученые использовали гамма-излучатели Ce-141 и Ce-144. Вся экспериментальная работа была выполнена на кафедре радиохимии МГУ.

Изучение растворимости нанодисперсного диоксида церия значимо для его будущего применения в качестве антиоксидантного препарата, способного защитить здоровые клетки от окислительного стресса. Ученые уверены, что полученное в работе произведение растворимости позволяет предсказать, как будет происходить растворение диоксид церия при различных значениях кислотности среды.