Науки о Земле

Долины Марса сформировались под действием ледников

Cal-Tech CTX/MAXAR/Esri

Канадские исследователи показали, что большее количество долин на Марсе образовалось из-за таяния воды под покровом льда, а не протекавшими по поверхности Красной планеты реками. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Geoscience.

«В течение последних 40 лет, с тех пор как были впервые открыты долины Марса, предполагалось, что их породили реки, которые когда-то свободно текли по поверхности планеты, — говорит ведущий автор исследования, аспирантка Университета Британской Колумбии Анна Грау Галофре. — Но на Марсе сотни долин, и они очень отличаются друг от друга. Если вы посмотрите на Землю со спутника, вы увидите множество похожих структур: одни из них созданы реками, вторые — ледниками, а третьи — другими процессами. При этом каждый тип имеет свою отличительную форму. На Марсе долины выглядят очень непохожими друг на друга. Это значит, что они сформировались в результате множества разных процессов».

Авторы новой работы обнаружили, что каналы на Марсе сильно схожи с образованиями, которые можно наблюдать на острове Девон, входящем в состав Канадского Арктического архипелага. Заметив это, ученые решили провести сравнительное исследование. В общей сложности исследователи проанализировали более 10 тысяч марсианских долин. Используя новый алгоритм, авторы смогли показать, как эти структуры сформировались в результате действия эрозии.

Ледник на острове Девон

Anna Grau Galofre

По словам ученых, их работа предоставляет первые убедительные доказательства того, что причиной образования долин была эрозия поверхности Марса под действием талой воды из-под ледникового щита. Полученные результаты показывают, что лишь их часть образовалась в результате поверхностной водной эрозии, что резко контрастирует с общепринятой точкой зрения.

Теория исследователей помогает объяснить, как такие структуры образовались 3,8 миллиарда лет назад на планете, которая находится дальше от Солнца, чем Земля, в те времена, когда света от Солнца поступало еще меньше. Авторы показали, что в древности климат на Марсе был намного прохладнее, чем необходимо для существование жидкой воды на поверхности. Это еще раз подтверждает теорию о том, что каналы сформировались в результате подледниковой эрозии.

Несмотря на то что ученые изучали Марс, созданные ими аналитические инструменты могут помочь узнать больше и о Земле. Авторы предполагают, что эти алгоритмы можно использовать для изучения особенностей древней эрозии, характеризующей изменения геоморфологии Земли.