Опубликовано 05 февраля 2019, 13:43

Глобальное потепление изменит цвет океанов

Изменение цвета воды в Северном Ледовитом океане из-за колоний фитопланктона

© NASA

Ученые подсчитали, что из-за влияния климатических изменений к концу текущего века существенно изменится цвет примерно половины Мирового океана. В результате зеленые части станут еще зеленее, а синие — еще синее. Результаты опубликованы в журнале Nature Communications.

Цвет океанической воды определяется количеством и видовым составом фитопланктона — сообщества фотосинтезирующих микроорганизмов, в основном одноклеточных водорослей. В частности, явление цветения воды, которое наблюдается как в озерах, так и в морях, связано именно с размножением и резким увеличением концентрации фитопланктона. Эти организмы — основа пищевых цепей в океане и очень чувствительны к температуре воды. Ученые в течение долгого времени изучают цвет воды посредством наблюдений с космических спутников. Такие данные позволяют выделять неразличимые глазом изменения и следить за поведением фитопланктона, а также лучше понимать, как взаимодействуют живые организмы в морских экосистемах.

В новой работе под руководством Стефани Даткевич из Массачусетского технологического института создана модель глобального изменения океанов, в том числе их оптических свойств — первых признаков перестройки экосистемы. Такие изменения в структуре сообществ, которые находятся в начале морской пищевой цепи, могут быть лучшим показателем крупных сдвигов в экосистемах, способных повлиять на рыболовство и круговорот углерода. Авторы подсчитали, что наиболее вероятный сценарий предполагает рост температуры океана на 3°C, что сделает бедные фитопланктоном синие воды еще беднее и синее, а богатые зеленые — еще насыщеннее и зеленее. Также изменившиеся условия могут привести к появлению существенных количеств фитопланктона в новых местах, например, в Северном Ледовитом океане.

«Спутники станут наблюдателями, они покажут нам не только динамику количества фитопланктона в океанах, но и изменение видов фитопланктона, — говорит Даткевич. — Эти сдвиги происходят из-за смены климата. Пройдет время, перед тем как мы сможем показать это статистически, однако изменение цвета воды будет одним из ранних предупреждающих сигналов, что мы на самом деле преобразовали планету».