Опубликовано 17 июня 2019, 19:35

Наличие облаков на Марсе объяснили влиянием «метеорного дыма»

© JPL/NASA

Американские исследователи создали математическую модель марсианского климата и показали, что таинственные облака в средней полосе атмосферы формируются под влиянием «метеорного дыма». Детали исследования были опубликованы на страницах Nature Geoscience.

«Климатические модели древнего Марса, когда его поверхность покрывали реки и могла быть жизнь, указывают на роль облаков в формировании картины. Вероятно, это открытие ляжет в основу проекта по терраформированию Марса», — отметил один из соавторов статьи, сотрудник Колорадского университета в Боулдере Брайан Тун.

Атмосфера Марса намного тоньше земной (поверхностное давление составляет всего около 610, что менее 1% от значения на Земле) и состоит на 94,9% из углекислого газа, на 2,6% из молекулярного азота и на 1,9% из аргона, содержит следы водяного пара, кислорода, угарного газа, водорода и других благородных газов. В условиях марсианской атмосферы существование жидкой воды на поверхности планеты невозможно, но многие исследования показывают, что в прошлом марсианская атмосфера была намного плотнее.

Астрономы давно наблюдают облака в средней атмосфере Марса, которые начинаются примерно на высоте 30 километров над поверхностью. Ученые задались целью выявить вклад этих облаков в формирование марсианского климата.

Исследователи предположили, что облака обязаны существованием явлению, называемому «метеорный дым». В Марс ежедневно врезается от двух до трех тонн космического мусора. Когда эти объекты сгорают в атмосфере планеты, то оставляют газовый след. Чтобы выяснить, достаточно ли такого «дыма» для формирования таинственных марсианских облаков, команда во главе с Викторией Хартвик, аспиранткой Колорадского университета в Боулдере, построила компьютерную модель, которая имитирует потоки и вихри атмосферы планеты. Как только ученые включили в расчеты метеоры, облака появились. Как отмечаеют исследователи, подобный межпланетный мусор может формировать облака близ полюсов Земли.

Эксперименты показали, что атмосферные облака могут влиять на климат Марса, вызывая на больших высотах разницу в температуре до 10 °C. Не исключено, что этот эффект имел место и в атмосфере древнего Марса.