Опубликовано 30 мая 2019, 14:44

Облака над мегаполисами могут формироваться из-за конвекции воздушных потоков

Облака над Шанхаем

© Aly Song/Reuters

Команда исследователей из Университета Рединга и Вагенингенского университета и научно-исследовательского центра проанализировала спутниковые снимки двух мегаполисов — Лондона и Парижа — и выдвинула гипотезу формирования облаков над промышленными городами в результате постоянной конвекции воздуха. Результаты исследования опубликованы в npj Сlimate and Atmospheric Science.

В мегаполисах раньше ощущается приход весны, а зима проходит значительно мягче. Температура воздуха в больших городах, где много бетонных сооружений, держится на 3-5 °С выше, чем в их зеленых пригородах. Этот эффект получил название эффекта теплового острова. В то время как в сельской местности солнечная энергия расходуется на испарение росы, в городе она поглощается зданиями, которые отдают тепло окружающей среде. В исследовании ученые определили, что города также способны самостоятельно формировать свой собственный облачный покров. Однако оставалось неясно, как городская поверхность влияет на атмосферные процессы, ведущие к облакам и конвекции.

Изучив снимки Лондона и Парижа со спутника Meteostat, ученые обнаружили, что весной и летом во второй половине дня и вечером мегаполисы на несколько процентов облачнее, чем близлежащие сельские районы. Теоретически отсутствие растительности в городах приводит к сухости воздуха, что должно вести к меньшему испарению воды и снижению облачности. Однако исследователи предположили, что тепло, сохраняемое зданиями до полудня, приводит к турбулентности воздушных потоков, которые выносят влагу в облака. Хотя исследование затронуло только два европейских города, есть основания полагать, что подобное явление распространено в городах от Мехико до Шанхая.