Опубликовано 13 марта 2017, 14:03

Океан нагревается быстрее, чем думали ученые

Спуск одного из плавательных устройств системы АРГО

© CSIRO

Ученые из Института физики атмосферы Китайской академии наук улучшили оценку скорости потепления океана по сравнению с данными, полученными за последние 56 лет. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Использование ископаемого топлива имеет известный побочный эффект — выброс парниковых газов в атмосферу. Важно понимать, как быстро вследствие этого происходит потепление Земли. Это понимание позволит ученым делать прогнозы на будущее и искать решения этой острой проблемы.

Более 90% «лишнего» тепла идет в Мировой океан, поэтому самые важные данные о глобальном потеплении получены при изучении океана. В своем исследовании китайские ученые показали, что темп потепления океана в период с 1960 по 2015 год был на 15% больше, чем считалось ранее.

С 2005 года исследования потепления океана стали выполняться при помощи системы АРГО, в которую входит около 3500 плавающих устройств, помещенных в разные уголки океана. Эти поплавки опускаются на глубину примерно 2000 метров, собирая данные о температуре воды. Поднимаясь на поверхность, они посылают полученные данные на анализ по беспроводной сети спутников.

Однако до 2005 года для этой цели использовались батитермографы — приборы, позволяющие получить профиль температуры от поверхности до глубины лишь в несколько сотен метров. К тому же, чтобы сделать измерения, нужен был человек, а сделать замеры в водах Северного полушария было особенно сложно. Эти методы оценки температуры воды давали разрозненные данные за последние 56 лет, что не позволяло адекватно оценить темп потепления океана.

Теперь ученым удалось выявить систематические ошибки в измерениях, а также выполнить расчеты, используя самые современные методы компьютерного моделирования. Благодаря современным технологиям исследователи смогли «вернуться» на 60 лет назад и заново оценить температурные данные, восполнив пробелы, которые были до системы АРГО.

Главный вывод работы в том, что океан нагревается на 13% быстрее, чем считалось ранее. Также ученые выяснили, что скорость потепления с 1992 года увеличилась в два раза по сравнению с 1960 годом. Кроме того, исследование показывает, что раньше температура менялась в основном в южных океанах и только в последнее время Атлантический и Индийский океаны начали нагреваться.