Опубликовано 07 декабря 2016, 21:45

Под щитом или без щита: существовал ли над Гренландией ледник

Ученые выдвигают противоположные версии о ледниковом щите Гренландии
Под щитом или без щита: существовал ли над Гренландией ледник

© Christine Zenino/Wikimedia Commons

Как изотопы помогли изучить прошлое Гренландии и существовал ли гренландский ледниковый щит в плейстоцене, выяснил Indicaor.Ru.

Изучая прошлое Гренландского ледникового щита, две группы геологов из США и Великобритании пришли к выводам, которые на первый взгляд противоречат друг другу. Статьи об этих исследованиях были одновременно опубликованы в журнале Nature.

Этот ледник иногда называют Великим ледяным щитом — он покрывает около 80% Гренландии, его размеры исчисляются тысячами километров, да и сама толщина льда в нем в среднем превышает два километра. Подсчитано, что если он растает полностью, то уровень Мирового океана поднимется более чем на 7 метров. Поэтому ученые, подстегнутые вдобавок тем обстоятельством, что сегодня этот гренландский монстр постепенно уменьшается в размерах, уже давно пытаются разобраться в его прошлом, чтобы понять, чего можно ожидать в будущем. Однако процессы, происходящие в леднике, сложны, и наши знания о том, как он вел себя во времена, предшествующие последним 125 тысячам лет, в лучшем случае фрагментарны.

Чтобы заглянуть в более дальние времена, обе команды прибегли к новой методике изучения земной поверхности и того, что под ней. Они изучали изотопы внутри кварцевых зерен, возникающие под воздействием космического излучения. Такие изотопы обнаруживаются в скальных породах, находящихся либо на поверхности, либо на небольшой глубине. В породах, которые погребены под толстым слоем льда, таких изотопов нет. Исследуя с помощью ускорительного масс-спектрометра уровни изотопов алюминия-26 и бериллия-10 в кварцевых зернах, ученые получали возможность рассчитать, как долго эти зерна подвергались воздействию космического излучения и как долго были покрыты льдом.

Одна группа, возглавляемая Полом Бирманом из Вермонтского университета, изучала образцы пород, извлеченных из пробуренной в океанском дне скважины на востоке Гренландии. Они пришли к выводу, что в течение по крайней мере семи с половиной миллионов лет ледовый покров здесь никогда не исчезал надолго, если исчезал вообще. Их данные, напротив, свидетельствуют о том, что в дальнейшем, когда начались эпохи похолоданий, ледяной щит расширялся, захватывая места, прежде не покрытые льдом. «Это был динамический процесс, — утверждают ученые. — Ледник то таял, то нарастал вновь, но практически все эти миллионы лет он был здесь, не исчезая».

Другая группа, состоящая в основном из исследователей Колумбийского университета под руководством Йорга Шефера, изучала керны, взятые из скважины, находящейся в самом центре ледникового щита. Исследуя породы, находящиеся подо льдом, они пришли к противоположному выводу и заявили, что примерно 1,1 миллиона лет назад, то есть в середине плейстоцена, был период, длившийся как минимум 280 тысяч лет, когда Гренландия почти полностью освободилась от ледового плена.

Обе группы не слишком обескуражены этим противоречием. Возможно, здесь сказалась разность методик, считают они. Возможно также, что свою роль сыграло различие в характере образцов, которые в одном случае находились непосредственно под ледником, а в другом были взяты из-под океанского дна.

Эти два исследования со всей очевидностью конфликтуют между собой, но, возможно, этот конфликт кажущийся. «Мы многого не знаем о том, как функционирует во времени такая гигантская система, как Гренландский ледниковый щит. Мы должны продолжить исследования в любом случае, и сегодня, когда мы выпускаем в атмосферу гигантские фонтаны парниковых газов, нам особенно важно знать, как работает наш мир. Один этот ледник способен отправить под воду множество городов и затопить все наши берега», — отмечают ученые.

Автор — Григорий Колпаков