Опубликовано 16 февраля 2018, 11:06

Миллионы лет назад приливы помогли рыбам выйти на сушу

© Zina Deretsky/National Science Foundation/Wikimedia Commons

Высокие приливы, характерные для Земли миллионы лет назад, могли подтолкнуть эволюционный процесс и помочь рыбам «выйти» на сушу. К такому выводу пришли авторы исследования, представленного на съезде Американского геофизического общества. Кратко об итогах их работы сообщается на сайте издательского дома Science.

Наземные животные появились примерно 400 миллионов лет назад. Ученые предполагают, что тогда приливы были намного сильнее, чем сейчас, потому что орбита Луны была на 10% ближе к Земле. Согласно гипотезе, высказанной авторами работы, первые животные, способные передвигаться по суше, возникли именно в зоне приливов. Когда вода отступала, некоторые из них оставались в небольших озерцах, наполненных морской водой. Чтобы вернуться в океан, этим организмам пришлось научиться хотя бы на краткое время выходить на сушу.

«Через несколько дней в таких озерцах ты или станешь едой, или у тебя закончится еда, – уверен один из авторов исследования, океанолог из Университета Бангор Маттиас Грин. – Рыбы с большими плавниками получали преимущество, потому что они могли "добросить" себя до воды».

Используя компьютерное моделирование, ученые рассчитали, в каких регионах древней Земли были самые высокие приливы. Оказалось, что часто эти регионы совпадают с местами, в которых были найдены останки лопастеперых рыб (Sarcopterygii) – класса костных рыб с похожими на конечности плавниками. Такие находки палеонтологи делали на территории современной Восточной Европы, Канады, Ирландии. Ученые также предположили, что подобные останки стоит искать в Сирии и Афганистане.