Опубликовано 10 сентября 2020, 21:00

Реконструирован климат за последние 66 миллионов лет

© ISS Expedition 7 Crew/EOL/NASA

Международная команда ученых закончила построение глобальной климатической кривой, охватывающей последние 66 миллионов лет. Исследователи выделили четыре климатических состояния: жаркое, теплое, прохладное и холодное. Сейчас климат на планете находится в холодном состоянии. Однако деятельность человека может нагреть ее к 2300 году до состояния, из которого планета охлаждалась до современных температур 50 миллионов лет. Исследование опубликовано в журнале Science.

«Наша цель состояла в том, чтобы создать новое описание климата прошлого за последние 66 миллионов лет, которое не только включает самые достоверные данные, но и точно датировано. Теперь мы лучше знаем, когда на планете было теплее или холоднее. Кроме того, общая динамика изменения климата стала понятнее», — объясняет один из авторов статьи, сотрудник Бременского университета Томас Вестерхольд.

Глобальная климатическая кривая существует с 2001 года. Она охватывала последние 34 миллиона лет, что признавалось учеными недостаточным. При этом она была недостаточно точна. Поэтому коллектив ученых со всего мира занялся построением более совершенной кривой. Она получила название CENOGRID. На создание этой глобальной климатической кривой у ученых ушло в сумме более 50 лет. CENOGRID представляет собой реконструкцию земного климата за последние 66 миллионов лет, то есть со времени вымирания динозавров.

Ключевую роль в отслеживании изменений климата сыграли колебания орбиты Земли. От них зависело, сколько солнечного света и солнечной радиации попадет на планету. Поэтому эти изменения, называемые циклами Миланковича, играли важнейшую роль в климатических изменениях. Ученым удалось отследить эти колебания, благодаря чему они смогли составить точную хронологическую кривую изменений климата. Для этого они использовали ископаемые микроорганизмы, собранные со дна океана. Затем ученые проанализировали изотопы кислорода и углерода, сохранившиеся в них. С их помощью исследователи получали информацию о прошлых глубоководных температурах, глобальных объемах льда и углеродном цикле. Затем они сопоставили эти данные с колебаниями орбиты Земли. Эти колебания, циклы Миланковича, определяют объем достигающего планеты количества солнечного света и солнечной радиации, от чего сильно зависит климат, который отпечатывается в микроорганизмах.

Ученые выделили четыре климатических состояния: жаркое, теплое, прохладное и холодное. Последние три миллиона лет Земля находилась в холодном состоянии, которое характеризуется чередованием ледниковых и межледниковых периодов. Человек эволюционировал в этих условиях, но наша современная деятельность подталкивает планету к теплому и даже жаркому состояниям, которые закончились 34 миллиона лет назад. В то время на Земле не было ледяных шапок, а температура была на 9–14 °C выше, чем сейчас. По прогнозам ученых, к 2300 году планета может перейти в климатическое состояние, которого не было около 50 миллионов лет.

«Мы используем CENOGRID, чтобы понять, каков нормальный диапазон естественного изменения и изменчивости климата на Земле и как быстро Земля оправилась от прошлых изменений. Мы показали, что раньше наша планета была гораздо теплее. В это время она радикально отличалась от нашего современного мира. После пика тепла в жарком состоянии Земля охлаждалась последние 50 миллионов лет. Однако нынешние антропогенные изменения сильно влияют на этот процесс и обращают похолодание вспять. При этом скорость климатических перемен сегодня намного превосходит естественную изменчивость природы за последние 66 миллионов лет. CENOGRID позволяет нам взглянуть, насколько аномальны современные изменения, вызванные деятельностью человека», — рассказала еще одна из авторов работы, сотрудница Университетского колледжа Лондона Анна Джой Друри.