Опубликовано 19 мая 2019, 15:58

Стекло из пустыни Сахара образовалось в ходе удара метеорита

Ожерелье Тутанхамона

© Pinterest.ru

Команда из австралийского и австрийского геологов обнаружили частицы минерала рейдита в загадочном желтом стекле из пустыни Сахара. Минерал формируется только при высоких давлениях, которые имеют место быть при ударах метеоритов о поверхность Земли. Результаты исследования были опубликованы в журнале Geology.

Ожерелье фараона Тутанхамона, правившего в 1333–1323 годах до н. э, было обнаружено при раскопках его гробницы в Долине царей близ современного Луксора. Центр ожерелья украшает крупный желто-зеленый скарабей, выполненный из природного стекла. Загадочное стекло происходит с востока пустыни Сахара и образовалось около 28,5 миллионов лет назад. Оно встречается в коридорах между песчаными дюнами на границе Ливии и Египта. Размеры зерен стекла — от одного до десяти сантиметров, форма неправильная, грани обветрены. До сих пор происхождение стекла в пустыне вызывало вопросы и гипотезы.

Геохимические данные показывают, что местные пески не могут быть предшественниками этого желтого стекла: cтекло содержит элементы расплавленных минералов и метеоритных частиц. Тема продолжающихся дебатов заключается в том, образовалось ли стекло во время удара метеорита или во время взрыва астероида мощностью порядка 100 мегатонн в атмосфере Земли. Плавление происходит во время обоих процессов. Однако взрывы в атмосфере создают высокое давление, а столкновения с землей сопровождаются ударными волнами.

Для анализа ученые отобрали элементы стекла, содержащие песчинки расплавленного минерала циркон. В составе образцов циркона ученые обнаружили минерал рейдит, который образуется из циркона только под действием ударных волн высокого давления. Было найдено несколько образцов рейдита.

«Как падение метеорита, так и взрыв в атмосфере могут провоцировать плавление минералов, — комментирует доктор Аарон Кавози, соавтор и сотрудник университета Кертина. — Однако только удары сопровождаются условиями, которые способны образовать минералы типа рейдита. Находка подтверждает, что стекло появилось в результате падения метеорита».