Опубликовано 09 ноября 2016, 22:35

Океаническое течение Агульяс становится шире

Мыс Игольный (по-португальски — Агульяс), в честь которого было названо течение Агульяс

© Joachim Huber/Flickr

Исследователи из Университета Майами установили, что принадлежащее Индийскому океану течение Агульяс начиная с 1990-х годов становится все шире, но его скорость не увеличивается, что не способствует потеплению климата. Подробнее с работой ученых можно ознакомиться в журнале Nature.

Взаимодействие мирового океана с атмосферой влияет на климат планеты. Океаны постоянно обмениваются теплом с атмосферой. Солнце нагревает Землю неравномерно, и океанские течения и атмосферная циркуляция распределяют тепло по планете: переносят его от экватора к полюсам. Несмотря на то, что количество тепла, поступающее от Солнца на Землю, практически постоянно из года в год, пропорции переносов тепла в океане и атмосфере могут меняться. Поэтому течения играют важную роль в климате Земли.

Используя спутниковые данные, полученные за 22 года, исследователи выяснили, что начиная с 1990-х годов довольно узкое течение Агульяс расширилось вследствие усиления водоворотного движения, которое стало более сильным из-за ветров. Океаническое течение Агульяс, одно из самых сильных в мире, проходит вдоль восточного побережья Африки, перенося теплые воды от тропических зон к полюсам. Это течение не только влияет на погоду в Африке, но и вносит огромный вклад в глобальный климат.

По словам исследователей, западные пограничные течения Мирового океана стали переносить теплые воды с гораздо более высокой скоростью, чем другие течения, что привело к потеплению в этих областях. Но течение Агульяс не усилилось, а расширилось, что привело к снижению скорости переноса теплых вод к полюсам. Однако более сильные водовороты способствуют более сильному загрязнению океана от прибрежных вод. По словам ученых, некоторые течения, такие как Куросио, также склонны к подобному поведению.