Опубликовано 02 июня 2017, 11:02

Ученые бурно отреагировали на решение Трампа выйти из Парижского соглашения по климату

Дональд Трамп выступает перед Белым домом

© Mike Theiler/Reuters

Президент США Дональд Трамп официально заявил о том, что страна выходит из Парижского соглашения по климату. О реакциях ученых и политиков на это решение сообщает Science News.

Выступая перед Белым домом, Трамп прежде всего указал на экономические причины этого решения, анонсированного еще в предвыборной программе. По его словам, соглашение негативно влияет на ситуацию с рынком труда в стране и на конкурентоспособность США на мировом рынке. При этом Трамп сразу же допустил возвращение США в Парижское соглашение, но на новых условиях, более благоприятных для экономики страны.

Решение президента США вызвало предсказуемо бурную реакцию во всем мире. Илон Маск, как и обещал, вышел из консультативного совета при президенте. Боб Уорд (Лондонская школа экономики) отметил, что по правилам соглашения выйти из него можно только через три года, после того, как оно вступит в силу, и еще год понадобится на организацию выхода — то есть, все случится только в ноябре 2020 году, за рамками президентского срока Трампа.

Климатологи и экологи в большинстве своем критикуют это решение, указывая на недостоверность экономических расчетов, на которые опирается Трамп, неоспоримые факты глобального потепления, а также удар, который выход США из Парижского соглашения наносит идее «давления равных» (peer pressure) в политике и принципам «политики, основанной на доказательствах» (evidence-based policy). Ученые подчеркивают, что климатические договоренности не могут работать в глобальном масштабе, если самые сильные государства планеты не хотят их выполнять, а принимать меры по «охране» климата не в глобальном масштабе бессмысленно.

Однако некоторые ученые советуют не паниковать и думать реалистически. «Когда все театральные эффекты от этого заявления закончатся, важнее всего будет то, как остальные государства отреагируют на предложение "пересмотреть" условия участия США в соглашениях. Если нам правда важно будущее планеты, надо очень хорошо подумать над тем, как сделать Парижское соглашение… более приемлемым для стран с большими запасами ископаемых видов топлива, в противном случае соглашения расторгнут не только США», — заявил геолог Майлз Аллен (Оксфорд).