Опубликовано 28 октября 2016, 21:24

Климатологи раскрыли происхождение атмосферных частиц

© mwitt1337/pixabay

Ученые из Лидского университета впервые создали компьютерную модель формирования атмосферных частиц. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале Science.

Исследование стало возможным благодаря эксперименту ЦЕРНа CLOUD, в котором ученые исследуют процессы образования облаков в атмосфере и пытаются понять роль антропогенного воздействия, космических лучей и других факторов в этом явлении.

Облака в атмосфере состоят из мельчайших капель, которые образуются, когда вода конденсируется вокруг мелких частиц в атмосфере под названием аэрозоли. Эти аэрозольные частицы выступают в роли центров конденсации — без них облако не образуется, даже если атмосфера перенасыщена водяными парами.

Ученые решили сконструировать модель формирования этих аэрозолей. Эксперимент CLOUD позволил пронаблюдать зарождение новых атмосферных частиц. В ходе такого процесса определенные молекулы в атмосфере соединяются вместе и растут, чтобы образовать новые частицы. В зарождении участвуют серная кислота, аммиак, ионы и органические соединения.

Моделирование и сравнение с наблюдениями атмосферы показывали, что почти все такие «зарождения» включают аммиак или биогенные органические соединения, в дополнение к серной кислоте. В значительной части процесса задействованы ионы.

По оценкам ученых, около половины всех облачных капель формируется благодаря аэрозольным частицам, которые рождаются именно таким образом.