Опубликовано 14 декабря 2020, 16:00

Водоросли помогли оценить содержание искусственных радиоизотопов в Енисее

© Andrés Saiz Bolado

С помощью водных растений красноярским ученым удалось подтвердить снижение содержания искусственных радионуклидов в воде реки Енисей. За последние 15 лет содержание большей части техногенных радионуклидов снизилось, за исключением изотопа цезия, который все еще присутствует в биомассе водного мха и рдеста. Результаты исследования опубликованы в Journal of Environmental Radioactivity.

Ученые из Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН экспериментально подтвердили снижение содержания большинства техногенных радионуклидов в водных растениях Енисея после остановки ядерного реактора на Горно-химическом комбинате. Ученые использовали два вида водорослей: рдест блестящий (Potamogeton lucens) и водный мох (Fontinalis antipyretica). В биомассе речных растений исчезли или значительно уменьшили свои концентрации почти все обнаруженные ранее радиоактивные изотопы, кроме изотопа цезия-137.

«Водные растения хорошо сорбируют радионуклиды из воды, поэтому их традиционно используют для радиоэкологического мониторинга. В настоящее время в растениях и рыбе, обитающих в Енисее, уже не регистрируются короткоживущие радионуклиды, образовавшиеся в активной зоне ядерного реактора. Из гамма-излучателей регистрируется только радиоцезий, который до сих пор поступает в Енисей в разрешенных нормативами количествах. Содержание радиоцезия в рыбе значительно ниже нормативов, установленных в России. В этой работе мы показали, что растения достоверно отражают поступление техногенных радионуклидов в Енисей, поэтому могут быть использованы для рутинного радиоэкологического мониторинга на Енисее, актуальность которого не снижается, что обусловлено развитием предприятий атомной отрасти», — рассказала одна из авторов статьи Татьяна Зотина.

Радионуклиды попадали в Енисей из-за сбросов предприятий по производству плутония на Горно-химическом комбинате, последний ядерный реактор которого был остановлен весной 2010 года. Однако радиоактивные сбросы в Енисей в допустимых по нормативам количествах продолжаются. Теперь ученые оценили долгосрочные изменения загрязнения Енисея во время непосредственной работы атомных реакторов и после их остановки, в период с 2003 по 2018 годы.

Содержание радионуклидов в растениях отражало объем ежегодных сбросов в Енисей. Также ученые оценили прочность связывания радионуклидов с биомассой растений, что необходимо для оценки дальнейшего распространения радионуклидов по реке. Радионуклиды с периодом полураспада меньше одного года, изотопы скандия, железа, кобальта и хрома были обнаружены в образцах обоих растений в период 2003 по 2009 годы. До 2011 года регистрировались радионуклиды, имеющие период полураспада около года, такие как изотопы цинка и марганца. Кобальт и европий отмечались в пробах вплоть до 2018 года, однако, как отметили ученые, концентрация этих веществ значительно снизилась за последние 10 лет.