Опубликовано 04 мая 2017, 14:44

Южная Америка пережила два потопа за 20 млн лет

Область, где сегодня протекает река Ману в Перу, на месте которой раньше могло быть мелководье.

© Jason Houston

Международная группа исследователей заявила о том, что долина реки Амазонки дважды за последние 20 миллионов лет оказывалась затоплена водами океана. О своем открытии они рассказали в журнале Science Advances.

Ученые давно заметили необычайное разнообразие живых организмов в долине Амазонки (там встречается около 10% всех видов планеты), однако найти объяснение этому явлению было непросто. Авторы исследования предполагают, что причиной интенсивного образования новых видов стали два «потопа»: долину затопляли воды Карибского моря.

В целом ученые согласны с тем, что однажды бассейн реки оказался под водой, хотя в остальном существует несколько версий. По одной из них, долина оказалась затоплена пресной водой с Анд, в результате чего популяции животных и растений оказались изолированы друг от друга и развивались независимо. Кроме того, быстро поднимающиеся горы создавали различные условия на разных высотах, что также ускоряло образование новых видов. Однако открытие морских микроорганизмов в 1990-е годы ослабило позиции этой гипотезы.

В своем исследовании авторы работы воспользовались кернами (образцами пород), добытыми при бурении в разных частях долины. Образцы (6 см в ширину и 600 м в глубину) содержали окаменелости и отложения возрастом до десятков миллионов лет. Большинство останков принадлежит сухопутным организмам, однако в двух тонких слоях ученые нашли следы морских обитателей: планктона и моллюсков. Исследователям даже попался зуб акулы и рак-богомол. Слои, в которых были найдены их останки, относятся к периодам 14 и 18 млн лет назад. По расчетам ученых, эти периоды длились около 200 и 400 тысяч лет соответственно. Как рассказал один из авторов работы, палеонтолог из Смитсоновского института тропических исследований в Панаме Карлос Харамильо, причиной потопов могли стать те же Анды: их подъем приводил к тому, что понижался уровень платформы, на которой расположена долина Амазонки.