Опубликовано 14 августа 2017, 14:20

Леса сибирских торфяников вызывают парниковый эффект

Торфяное болото в Сибири

© Александр Тимофеев/Wikimedia Commons

Биологи из МГУ изучили свойства разных состояний торфяных болот и заболоченных лесов в Западной Сибири и обнаружили, что зарастание лесом торфяников в высоких широтах способствует функционированию механизма положительной обратной связи для потепления климата. Исследование было опубликовано в журнале Science of the Total Environment.

Торфяное болото – это экосистема, где накапливается углерод. Механизм функционирования торфяников оказывает существенное влияние на глобальный климат: поглощение углекислого газа из атмосферы приводит к глобальному похолоданию, а выделение углекислого газа – к парниковому эффекту.

Ученые из МГУ, Пензенского государственного университета и Югорского государственного университета в сотрудничестве с британскими и новозеландскими биологами исследовали пять экотонов — переходных зон между открытыми торфяными болотами и заболоченными лесами в Западной Сибири. Другими словами, экотоны находятся между двумя болотами в разных состояниях — открытом и залесенном.

Известно, что оба состояния торфяников характеризуются различными биогеохимическими свойствами: составом макробиоты и микробиоты, физическими и химическими свойствами среды. Эти характеристики резко меняются при переходе из одного состояния в другое. Также ученые исследовали три стратиграфические колонки (чертежи, отображающие вертикальную последовательность пластов горных пород) открытой, залесенной и промежуточной частей торфяника.

Выяснилось, что граница между двумя состояниями экосистемы постоянно менялась на протяжении всей голоценовой эпохи (то есть последние 11700 лет до настоящего времени). В последнее время для торфяников характерны процессы залесения, которые соответствуют более теплому и сухому климату. Исследователи высказали предположение, что степень покрытия торфяников лесами является важным механизмом обратной связи между функционированием болот и климатом.