Опубликовано 04 апреля 2019, 17:26

Земля оттаяла всего за один миллион лет

© Mikkel Juul Jehnsen/SPL/NASA/Indicator.Ru

Команда китайских и американских исследователей разыскали горные породы времен оледенения и рассчитали скорость таяния земной поверхности порядка 600 миллионов лет назад. Результаты и рассчеты представлены на страницах журнала Geology.

Криогений (720—635 миллионов лет назад) ознаменован самым масштабным в истории оледенением Земли, получившим название «Земля-снежок». В глубокую заморозку планету погрузила следующая последовательность событий.

Порядка 800—900 миллионов лет назад под действием магматических выбросов, разламывающих земную кору, суперконтинент Родиния начинает раскалываться. Это влечет за собой образование многочисленных прибрежных мелководных морей, которые, недолго думая, заселяют фотосинтезирующие водоросли и те, кто ими питаются. Цветущий фитопланктон активно поглощает атмосферный углекислый газ (CO2), создавая тем самым эффект, обратный парниковому. Как результат, последующие 200 миллионов лет Земля проводит под толстым ледяным покровом.

«Лед, формировавшийся несколько тысяч лет, растаял менее, чем за один миллион лет, — утверждает Шухай Сяо, палеобиолог из Политехнического университета Вирджинии и соавтор исследования. — Этот временной отрезок — мгновение по сравнению с возрастом планеты в 4,56 миллиарда лет». Команда не знает наверняка, что вызвало обратный процесс, однако это вполне могло быть следствием работы древних вулканов, выпускающих углекислый газ обратно в атмосферу.

Чтобы пролить свет на скорость дегляциации (освобождения суши от ледяного покрова) Сяо и его коллеги датировали вулканические породы в провинции Юньнань на юге Китая. Породы были накрыты уникальными залежами известняка и долостона, которые формировались во время разморозки. Используя методы радиометрического датирования, команда обнаружила, что возраст вулканических пород составляет около 634,6 миллиона лет. В одиночку это число не поможет подсчитать скорость таяния, однако в 2005 году другая группа ученых уже датировала схожие вулканические породы в китайской провинции Гуйчжоу. Возраст этих пород составил 635,2 миллиона лет.

Вместе два образца предполагают, что таяние было быстрым и заняло около одного миллиона лет. Исследователи утверждают, что на настоящий момент это самый достоверный рассчет показателя.

«Поскольку оба образца родом из южного Китая, они не могут обрисовать общую картину древней оттепели, — комментирует Кэрол Делер, геолог из Университета Юты. — Чтобы достичь этого, ученым предстоит еще найти в других частях света датируемые вулканические породы, которые встречаются так же часто, как единороги».