С трактора на дирижабль: как благодаря параличу плантатора в Европе появился первый авиатор
Как благодаря параличу бразильского плантатора во Франции появился соперник братьев Райт, легко ли пересесть с трактора на дирижабль и почему за 11-километровый перелет назначили приз в 100 тысяч франков, рассказывает рубрика «История науки».
Будущий герой Парижа, человек, который сделал дирижабль дирижаблем (это название в переводе с французского означает «управляемый») родился в Бразилии 20 июля 1873 года, на фазенде. В нашей стране после всех сериалов это слово приобрело значение «приусадебный участок», но в Бразилии «фазенда» — это плантация. Отец Альберто Сантос-Дюмона был настолько успешным фазендейро, что получил прозвище «кофейный король Бразилии».
В юности Альберто пропадал на плантации и очень любил две вещи: управлять трактором, чему он выучился сызмальства, и смотреть в небо. Возможно, именно это, а также книги Жюля Верна, которые он прочел все к десяти годам своей жизни, и создали в душе юноши мечту о полете. Вряд ли это было бы возможно в Бразилии, но здесь помогла семейная трагедия: когда мальчику исполнилось 17, его отец попал в аварию и оказался парализованным ниже пояса. Семья решила, что плантаторство отныне не для них, продала свой бизнес и отправилась во Францию.
Именно здесь богатый юноша начал реализовывать свою мечту о небе. Сам Сантос-Дюмон называл себя «воздушным спортсменом», но свои «спортивные снаряды» он строил сам. С 1898 года он построил и испытал 11 дирижаблей.
Сначала это было просто для удовольствия. Однажды Сантос-Дюмон даже домой прилетел на дирижабле, однако в 1900 году появился серьезный стимул — приз Дойча де ла Мерта. Этот богатый промышленник, зная, что современные дирижабли не очень хорошо управляемы и подвержены любому ветерку, учредил приз: 100 000 франков получит тот, кто сумеет совершить полет по 11-километровому замкнутому маршруту, обогнув Эйфелеву башню, за полчаса. Это означало, что дирижабль должен быть маневренным и развивать скорость больше 20 километров в час.
Сантос-Дюмон бросился в гонку. Одна из первых попыток, на дирижабле №5, едва не стоила ему жизни: 8 августа 1901 года оболочка начала терять водород и дирижабль «развесился» на здании отеля Трокадеро, взорвавшись перед этим. К счастью, гондола просто повисла на стене, и оставшийся целым Сантос-Дюмон немедленно приступил к постройке «шестого». И уже 19 октября того же года совершил полет, полностью соответствующий условиям Дойча. Правда, миллионер не хотел давать деньги, ссылаясь на дополнительное условие, введенное в последний момент, но раскошелиться после общественного резонанса пришлось. Половину суммы, кстати, Сантос-Дюмон пожертвовал беднякам Парижа.
После было еще пять дирижаблей, много выигранных призов, «покорение» Америки и ужин с Теодором Рузвельтом. Но уже через два года после первого триумфа дирижабли перестали быть такими привлекательными: первый полет совершил самолет братьев Райт. Это был новый вызов.
Сантос-Дюмон начал конструировать самолеты. И уже 23 октября 1906 года его самолет «14-бис» (кстати, удивительный самолет — биплан, построенный по схеме «утка»: хвостовое оперение впереди, основные крылья — позади) взлетел. Это был первый полет самолета в Европе, который принес создателю очередной приз, Эрнеста Аршдекона, за то, что пилот только при помощи двигателя самолета пролетел 25 метров. В конструкции «14-бис» впервые были применены элероны, а точнее их предшественники — вертикальные подвижные поверхности между крыльями для большей устойчивости полета.
Интересно, что именно потому, что «14-бис» был фактически первым полноценным самолетом (аппарат братьев Райт взлетал с рельсов и только при сильном встречном ветре), в Бразилии именно Сантос-Дюмон на официальном уровне считается изобретателем самолета.
Сам же Сантос-Дюмон построил еще одну модель самолета — моноплан «Демуазель», который стал первым личным самолетом в истории. Можно считать ее первым бизнес-джетом, даром, что богатый пассажир тут совпадает с пилотом, а двигатель далеко не реактивный.
Увы, карьера Сантос-Дюмона оказалась недолгой: в 1910 году его «Демуазель» потерпела авиакатастрофу. Возможно, ее причиной стала ошибка пилотирования, вызванная началом рассеянного склероза. Именно такой диагноз поставили вскоре выжившему, но сильно пострадавшему авиатору. Болезнь вызвала депрессию, и в итоге 22 года спустя великий авиатор и авиаконструктор сам прервал свой жизненный путь.